Фонетический и фонематический разница

Содержание

Фонематический слух и фонематическое восприятие: что это такое, в чем разница

Фонетический и фонематический разница

С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Только редким единицам удается избежать тех или иных проблем, появляющимися при освоении малышами родного языка. Самые распространенные трудности появляются, конечно, со звуками. Сразу правильно и четко произносить все согласные получается далеко не у всех.

Но не только произношение беспокоит родителей, педагогов. То, насколько чисто говорит ребенок, зависит не только от умения выговаривать «коварные» звуки, но также от важной способности различать их.

Правильность речи напрямую зависит от того, с чутким ли слухом родились ваши сын или дочка. Конечно, мы говорим не о физиологической способности слышать или о музыкальных способностях.

Умение улавливать отдельные, даже короткие элементы речи называется фонематическим слухом, именно о нем пойдет речь.

Что такое фонетический слух

Всем, кто хотя бы раз посещал логопеда или выполнял с ребенком логопедические задания, знакомо это понятие, специалисты постоянно его употребляют. Скорее всего, вы уже слышали о его важности для речевого развития.

Что же оно означает и почему влияет на то, как именно говорит ваш малыш? Специалисты считают, что фонематический слух — это способность человека к различению отдельных фонем, т. е. звуков.

Это умение представляет собой навыки:

  • узнавания;
  • сравнения;
  • повторения элементов, из которых состоят слова.

Оно является уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать.

У маленьких детей логопед проверяет, в первую очередь, обычный слух — реакцию на бытовые шумы (звон, гудение, свист). Если он в порядке, то постепенно формируется способность различать более тонкие составляющие окружающего мира звуков.

Следующей появляется способность не только выделять фонемы языка, но также воспроизводить их. Это явление можно сравнить с ручной настройкой радиоприемника или рации.

В море шумов речевой слух помогает улавливать слова и постепенно понимать, слыша их отчетливо. Похожий процесс происходит у каждого ребенка, он постепенно «настраивается» на речь взрослых, улавливая ее все лучше и точнее.

(Конечно, у слабослышащих детей этот процесс идет намного хуже.)

Если этого не происходит, то значит имеет место нарушенный фонематический слух и фонематической восприятие ребенка.

Именно они влияют на то, насколько точно ваш сын или дочка способен повторить то или иное слово. Звуки по отдельности могут звучать идеально, а вот вместе – «не дружить».

Например, вместо «колобок» вы будете слышать «коболек», вместо «магазин» – «зигизин», вместо «трамвай» – «транвай» и т. п.

Для малыша такое положение вещей — возрастная норма, но если подобные особенности сохраняются после двух лет, то следует обратиться за помощью к логопеду, поскорее начать занятия.

Ребенок с такими проблемами не только сам затрудняется в выражении своих мыслей, его сложно понять другим. Он существенно отстает от сверстников, речевое недоразвитие затрудняет его общение с ними. В более старшем возрасте, если не принять меры по исправлению нарушений речевого слуха, школьник будет допускать много ошибок при письме, хуже учиться.

Задача родителей состоит в том, чтобы как можно раньше заметить наличие подобных особенностей у своего ребенка, принять необходимые меры.

Своевременная помощь специалиста поможет исправить ситуацию. Существует огромное количество игр, заданий, упражнений, направленных на развитие фонематического слуха у детей, а также тренировки фонематического восприятия. Эти два понятия часто встречаются в связке, поэтому стоит подробнее остановиться на второй составляющей этой пары.

Фонематический слух и фонематическое восприятие

Фонетическое восприятие — это одна из составляющих фонематического слуха, которая представляет собой способность определять звуковую структуру слова, его слоговой «скелет». Этот навык необходим ребенку для возможности анализировать собственную речь, «подгоняя» ее под «взрослый» вариант. Это процесс сложный, проходящий в несколько этапов:

  1. Ребенок учится определять наличие того или иного звука в слове. Если попросить выделить голосом первый звук, то он сможет это сделать. Ему также становится под силу назвать несколько слов, начинающихся на определенную гласную.
  2. Затем ему удается узнавать крайние звуки в слове. Проще определить последний, но постепенно и первый тоже поддается анализу.
  3. После происходит формирование способности произнести слово по звукам. Сначала это упражнение получается выполнить только с короткими словами, но с возрастом навык совершенствуется.
  4. В последнюю очередь появляется умение находить место звука среди соседних. Это говорит о том, что фонетическое восприятие сформировалось.

Первые две стадии малыш может освоить сам, а вот последующие — только с помощью педагогов, в ходе специальных упражнений. Если не проводить целенаправленных обучающих занятий по тренировке фонематического восприятия и фонематического слуха, то ребенок будет испытывать сложности с освоением разговорной и письменной речи.

Обучение грамоте основано на звуковом анализе, поэтому фонематическое восприятие играет в процессе освоения чтения тоже большое значение. Его совершенствованием занимаются педагоги, логопеды, родители, но основы этой способности закладываются с первых дней жизни малыша.

Формирование фонематического слуха в онтогенезе

Если физиологическое умение слышать не претерпевает изменений во время взросления ребенка, то фонематический слух развивается постепенно и происходит этот процесс в несколько шагов. У каждого человека он имеет индивидуальные особенности, но есть ряд общих принципов.

Даже новорожденный малыш уже реагирует на некоторые звуки, чаще всего — резкие, громкие. Конечно, они для него ничего не значат, но безусловно привлекают к себе внимание крохи. Дальше — больше. Проведенное исследование фонематического слуха у младенцев доказало, что физиологические реакции организма (дыхание, пульс) меняются в зависимости от разных звуков.

Этапы развития фонематического слуха:

  1. Ребенок в возрасте месяца-двух уже не только реагирует на звуки окружающего мира, а пробует воспроизводить их сам.
  2. Постепенно он учится различать и пытется повторить сам различные интонации, тренируется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  3. Затем важным для него становится ритмический рисунок слова.
  4. К году малыш воспринимает слово как неделимую звуковую единицу, оно для него — символ какого-то определенного предмета или действия.

Таблица развития фонематического слуха у детей

Освоить родную речь маленькому человеку помогают врожденные навыки, способность к осознанному ее анализу придет только через несколько лет!

Особенно бурно развитие фонематического слуха и фонематического восприятия происходит после 1,5 лет. В этом возрасте для родителей крайне важно обеспечить малышу необходимые условия, которые позволят ему освоить особенности родной речи.

Какие правила следует соблюдать взрослым на этом этапе:

  • Разговаривать с ребенком, даже если пока он сам не может или не хочет вести с вами беседу. Не стоит ограничиваться только краткими замечаниям по делу. Описывать словами нужно все, что интересно малышу, что привлекает его внимание.
  • Не стоит использовать в речи детские слова-заменители (например, бибика вместо машина), не нужно копировать несовершенную речь. Важно «подтянуть» ребенка до своего уровня, а не опускаться на его.
  • Предлагать ребенку занятия, стимулирующие речевою деятельность. Подойдет пальчиковый театр или любые другие ролевые игры.
  • Читать книжки, заучивать с ним простые ритмичные стихи-потешки.

Эти приемы помогут малышу пройти этапы фонематического развития быстро, без осложнений.



Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/fonematicheskij-sluh

Фонематическая транскрипция

Фонетический и фонематический разница

Замечание 1

В фонематической, или фонологической, транскрипции обозначаются только фонемы, т.е. функционально значимые особенности речи, а разновидности фонем – аллофоны – не передаются.

Использование тех или иных знаков в фонематической транскрипции зависит от того, какой смысл вкладывается в понятие фонемы. Поэтому стоит рассмотреть точки зрения на данную проблему, принятые в:

  • Петербургской фонологической школе;
  • Московской фонологической школе.

Взгляды Петербургской фонологической школы на фонематическую транскрипцию

В Петербургской фонологической школе фонема понимается как реально существующий звук, который представлен в речи множеством вариантов и легко воспринимается органами слуха. В зависимости от условий может произноситься с большей или меньшей отчётливостью. Самый отчётливый вариант и представляет собой фонему. Такой вариант существует в составе слова, когда оно произносится по слогам.

Пример фонематической транскрипции с точки зрения Петербургской фонологической школы:

  • Курсовая работа 480 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

«Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге; но благодаря отливу снегов мы легко могли различать дорогу, которая все еще шла в гору, хотя уже не так круто.» (Лермонтов)

Пример 1

[сонцэ закат'илас’ / и ноч пас’л'эдавала за дн'ом б'эс=прам'эжутка / как эта абыкнав'энна бываит на=jyг'э // но благадар'а атл'иву с'н'и'гоф мы л'ихко магл'и разл'ичат' дарогу / кaтopaja фс'о jэш':o шла в=гόру хат'а ужэ н'и=так крута]

Стоит отметить, что мягкость /ч/ не обозначается, так как твёрдость / мягкость в данном случае различает не фонемы, а их варианты. Слово промежутка можно представить и по-другому: [прам’ижутка] – в зависимости от того, какую фонему произносит говорящий.

Взгляды Московской фонологической школы на фонематическую транскрипцию

В Московской фонологической школе фонема рассматривается не как реально произносимый звук, а как функциональная единица, как ряд позиционно чередующихся звуков в составе одной и той же морфемы.

Один и тот же звук может входить в разные ряды позиционно чередующихся звуков и выражать разные фонемы, как, например, звук /т/ в словах «кот» и «год» /гот/.

Конечный согласный в слове «год», произносимый как /т/, следует считать фонемой /д/, потому что в сильной позиции произносится именно этот звук – «года». Внешнее сходство одного звука с другим ещё не означает их функционального тождества.

Определение фонемного состава слова связано с выполнением ряда процедур. Прежде всего необходимо выделить в слове морфемы. Затем каждую фонему в составе выделенных морфем проверить в сильной позиции. Гласная находится в сильной позиции, если на неё падает ударение.

Для глухих / звонких согласных сильная позиция – их положение перед любым гласным или сонорным; для твёрдых / мягких – то же положение, за исключением гласных переднего ряда («и», «э»). Остальные позиции для гласного – безударное положение и для согласного – положение перед другим согласным или на конце слова называются слабой позицией.

Звук, который произносится в сильной позиции, и является «настоящей» фонемой.

Проверять гласные или согласные в сильной позиции следует в составе выделенной морфемы, учитывая все её варианты. Если же для какого-либо звука нет сильной позиции, то для обозначения такой языковой единицы употребляется термин гиперфонема – «неопредел1нная фонема», которая состоит из звуков, одинаково возможных в данной позиции.

Так, в указательной частице «вот» конечный согласный нельзя проверить сильной позицией. В этом слове конечный согласный в одинаковой степени может представлять фонему /т/ или фонему /д/, а в слове «сапог» по той же причине гласная /а/ может выражать фонемы /о/ и /а/.

Примерами передачи в транскрипции слов с гиперфонемами являются «во(т,д)» и «с(а,о)пог».

Например, для создания в системе Московской фонологической школы фонематической транскрипции слова «бесстрашный» сначала надо определить его морфемный состав – «бес/страш/ н/ый», а также позиции гласных и согласных.

В приставке «бес-» согласный /б/ в сильной позиции по глухости / звонкости и в слабой по твёрдости / мягкости; звуки /э/ и /с/ в слабой позиции.

Этим обусловлена необходимость в проверке произношения данных звуков в сильной позиции, то есть для /э/ подбирается слово с той же приставкой, с ударной гласной.

Для проверки конечного согласного приставки нужно подобрать следующую за ней морфему с начальным сонорным или гласным. Примеры таких слов для /э/ – «бéстолочь», для /с/ – «безопасный», «безмерный», «безналичный». Таким образом, в приставке «бес-» гласная фонема – /э/, согласная – /з/.

В корне «страш-» звук /с/ находится в слабой позиции, в то время как все остальные звуки – в сильной. Проверить звук /с/, находящийся в сильной позиции, нельзя. Следовательно, это гиперфонема – («с», «з»). Суффикс «-н» состоит из одной фонемы, которая находится в сильной позиции. В окончании «-ый» оба звука также в слабой позиции.

Под ударением у прилагательных с тем же грамматическим значением используется гласный /о/ – «молодóй», «большóй», «голубóй» и т.д. Звук /j/ в составе данной морфемы проверить сильной позицией нельзя.

Но поскольку звук /j/ не имеет другого звука, который бы был противопоставлен ему и также возможен в этой позиции, то в транскрипции он изображается не как гиперфонема, а как обычная фонема. В целом это слово транскрибируется так: /(б,б')эз(с,з)трашноj/.

Приведенный в первом разделе текст из «Героя нашего времени» в фонематической транскрипции Московской фонетической школы выглядит таким образом:

Пример 2

[солнцо закат'илос' / и ноч п(а,о)(с,с’)(л,л')эд(а,о)вала за дн'ом (б,б')эз=пр(а,о)м'эжутка / как это (а,о)би-кн(а,о)(в,в')энно биваjо(т,д) на=jугэ // но благ(а,о)дар'а отл’иву (с,с')(н,н’)эгов(ф) ми л'эгко мог(л,л’)и ра(о)з(л.л')ичат' д(а,о)рогу / к(a,o)тopaj(a,э,о,и) вс'о j(о,э,и,а)- ш:'о шла в=гору х(а,о)т'а ужэ н'э так круто //].

Источник: https://spravochnick.ru/yazykoznanie_i_filologiya/fonematicheskaya_transkripciya/

Фонематический слух. Развитие фонематического слуха. Нарушение

Фонетический и фонематический разница

Фонематический слух — это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи.

Нарушение фонематического слуха (ФС) — это не ЛОР-нарушение. При дефектах фонематического слуха физиологический обычно развит хорошо. Ребенок даже может обладать музыкальным слухом. Проблема заключается в том, что он плохо распознает фонемы — отдельные звуки. Например, вместо слова «кашка» говорит «кафка», вместо «ложка» – «лоска» и т.д.

При подобном отклонении у детей в школьном возрасте появляется акустическая дисграфия. Из-за этого возникают трудности с обучением и правильным воспроизведением услышанных слов. Особенно тяжело дается правописание и изучение новых языков.

Но и в остальных предметах преуспевать будет сложно — способность правильно писать и говорить пригодится везде. Неуспешность в учебе негативно влияет на самооценку ребенка, он привыкает чувствовать себя аутсайдером, это закрепляется в его подсознании.

Именно поэтому очень важно скорректировать этот недостаток до школы или, если этого не произошло, в начальной школе.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Грудничок сначала учится различать бытовые звуки: стук молотка, шум воды из-под крана, щелчок выключателя. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки – различение бытовых предметных шумов. За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение «языка» животных и птиц.

Дальнейшее развитие слухового восприятия можно разделить на следующие этапы:

  • Ребенок в возрасте 1-2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей среды, но и пытается повторять их (гуление).
  • Постепенно отличает различные интонации, практикуется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  • Потом учится различать ритмический рисунок слова. Уже повторяет за взрослыми звуки и прямые открытые слоги.
  • Примерно к 8 месяцам малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родной речи (лепет).
  • В 1-2 года доказательством правильного развития фонематического слуха будет служить понимание ребенком той речи, с которой обращаются к нему взрослые. Он способен выполнять простые поручения, такие как: «принеси куклу», «сядь на машинку». Также даёт адекватные ответы на элементарные вопросы: «где мама?», «хочешь ли пить?»
  • При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной. Также в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г). Если ребенок произносит их неправильно («кх» вместо «к») или заменяет один звук другим («Д» вместо «Г»), то причина может быть также в нарушении фонематического слуха.
  • В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме шипящих-свистящих и Р-Л, которые в норме должны появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с произношением и обучением в дальнейшем.

В процессе формирования речевого слуха и развития речи у ребенка сначала происходит развитие височной зоны правого полушария, а затем (примерно в 1,5 года) левое полушарие начинает специализироваться на речи.

Соответственно, височная кора правого полушария остается «ответственной» за ритмы, музыку и предметные шумы, а фонематический слух «обосновывается» в височной коре правого полушария.

Таким образом, при грубом варианте нарушения понимания обращенной речи (речевой слуховой агнозии) ребенок может понимать интонации, реагировать на музыку, даже использовать реалистичные звукоподражания животным, но при этом не понимать человеческую речь.

Признаки нарушения фонематического слуха

Как было сказано выше, самый грубый вариант нарушения слухоречевого восприятия – это слуховая речевая агнозия. При нарушениях именно фонематического слуха у ребенка формируется ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). У детей дошкольного возраста оно проявляется так:

  1. Нарушается произношение отдельных звуков, не обусловленное нарушением артикуляции. Например, звонкие могут заменяться на глухие или похожие, в речи преобладают шипящие и свистящие. «Кладрат» вместо «квадрат»;
  2. Ребенок пропускает или меняет местами согласные и гласные в словах. Вместо слова «машина» — «маниша», «мшина»; «поровот» вместо «поворот»;
  3. Смягчение согласных, где это не требуется, или, наоборот, произнесение твердого согласного вместо мягкого: «каряндаш» вместо «карандаш», «пю» вместо «пью», «песьня» вместо «песня».
  4. Пропуски слов в речи или слогов в словах.

Нарушение фонематического слуха может привести к дислалии.

У школьников наблюдаются такие признаки ФФНР:

  1. Фонологическое письмо (пишет так, как слышит);
  2. Подстановка мягких знаков или их пропуск. «Медведь» — «медвед», «ранка» — «ранька» и др;
  3. Пропуски слов в предложениях, слогов в словах. Обычно пропускаются предлоги и частицы: «Я еду машине», «Пойдем магазин»;
  4. Грамматические ошибки на письме – пропущены безударные гласные, удвоены согласные, неверная постановка разделительного мягкого знака, что при диагностике определяется как акустическая дисграфия.
  5. Невозможность определить правильное ударение в слове, потому что ребенок не слышит ударный звук, он для него схож с безударным.

Причины нарушения фонематического слуха

Поскольку за фонематический слух отвечает левое полушарие мозга, очень важно состояние именно этой зоны. При обследовании детей, имеющих нарушение ФС, часто выявляются:

  1. Проблемы кровоснабжения мозга (например, повышенное внутричерепное давление, венозный застой, расширение мозговых желудочков, особенно слева);
  2. Нарушение проведения слухового импульса на уровне «до коры», особенно от правого уха в левое полушарие (выявляется с помощью обследования методом вызванных потенциалов). Это не является грубым нарушением слуха (как правило, врач-ЛОР пишет в таком случае: «норма»), но проявляется именно при восприятии звуков речи на определенных частотах.
  3. На ЭЭГ у детей с ФФНР также бывает нарушение электрогенеза именно в области левого виска (но не обязательно).

Таким образом, можно сказать, что нарушение ФС – это неврологическое, нейрофизиологическое нарушение, которое чаще всего обусловлено проблемами беременности и родов. Помимо нарушения фонематического слуха у таких детей часто есть сопутствующие проблемы: гиперактивность, проблемы поведения, питания, эмоционально-волевой сферы.

Диагностика

При подозрении на ФФНР у своего ребенка важно обратиться за помощью к логопеду. На первом приеме специалист должен провести обязательное обследование фонематического слуха. Для этого проводятся следующие процедуры: определение ребенком источника звука, различение схожих слов, дифференциация слогов и фонем, звуковой анализ.

В нашем центре мы также рекомендуем пройти консультацию нейропсихолога и принести необходимые заключения по результатам ЭЭГ, обследования методом вызванных потенциалов (АСВП, КВП), допплерографию и заключение невролога для понимания полной картины развития ребенка.

По результатам всех диагностических процедур педагог составляет индивидуальную программу для коррекции дефектов.

Коррекция нарушения

Для развития фонематического слуха прежде всего нужны регулярные занятия с логопедом. Также в нашем центре успешно применяется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис для улучшения слухоречевого и фонематического восприятия.

В процессе прослушивания специальной программы в наушниках с костной проводимостью расширяется диапазон воспринимаемых мозгом частот, в том числе тех, на которых височная кора распознает звуки речи. Также улучшается слухоречевое внимание.

На логопедических занятиях специалисты нашего центра используют гарнитуру Forbrain, которая также имеет костную проводимость и специальные динамические фильтры.

С помощью данного аппарата ребенок с нарушением фонематического слуха начинает слышать свои ошибки и может скорректировать их.

При регулярных занятиях с Forbrain улучшается речь, ее плавность, произношение, ритм и музыкальность, различение на слух и память.

Коррекция ФФНР должна проводиться комплексно. Логопед проводит занятия, а невролог назначает терапию, направленную на устранение проблем в работе нервной системы (нормализация работы сосудов, питание мозга и т.д.). Помимо занятий у логопеда родители должны заниматься с ребенком и дома. Для этого специалист дает домашние задания.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха

Игра «Поймай звук». Взрослый говорит какое-то слово, а задача ребенка — при произношении заранее оговоренного звука хлопнуть в ладоши. Сначала подбирайте слова, которые начинаются с нужного звука. Затем усложняйте — звук должен находиться в середине или конце слова.

Задание можно разнообразить, чтобы ребенку было интереснее, а также развивались различные каналы восприятия звука. Для этого говорите ребенку слова из соседней комнаты. Спустя какое-то время следует читать текст, в котором он будет ловить нужный звук.

Этот способ отлично тренирует внимание и концентрацию.

Игра «Доскажи слово». Ребенку говорят начало фразы, а он должен её закончить: чтобы играть, нужна игра, чтобы шить, нужна… (игла). Придумайте как можно больше подобных созвучий.

Поиграйте в «Рифмы». Говорите какое-нибудь слово и бросайте ребенку мячик. Он должен поймать его и произнести в ответ рифму. Если рифма не названа — скажите её сами. Начинайте с очень простых слов и постепенно переходите к более сложным. Игра рассчитана на детей в возрасте от 4-5 лет и старше.

Для записи на консультацию логопеда или нейропсихолога звоните по тел.: (812) 642-47-02.

Источник: https://emberint.ru/articles/fonema_slukh/

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – ЛОГОПЕД ЛИЦЕЯ

Фонетический и фонематический разница

Характеристика группы обучающихсямладшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

     Дети данной категории испытывают стойкиетрудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школывследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылокк овладению полноценной учебной деятельностью.

I.Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

1.     Дефектное произношение 2—5 звуков, распространяющеесяна одну – две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедшихдошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределахнормы или недостаточно внятным («смазанными»).

2.     Недостаточная сформированность фонематическихпроцессов.

          Вследствие этого у детей данной категориинаблюдаются:

         а) недостаточная сформированностьпредпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового составаслова;

         б) недостаточная сформированностьпредпосылок к успешному овладению грамотой;

         в) трудности овладения письмом ичтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большогоколичества разнообразных других).

II.Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1.     Лексический запас без грубых нарушений. У некоторыхдетей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки вупотреблении слов, смешение слов по смыслу и т.п.

2.     Грамматический строй может быть в пределах нормы.Возможны аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.

III.Психологические особенности.

1.     Неустойчивое внимание.

2.     Недостаточная наблюдательность по отношению к языковымявлениям.

3.     Недостаточное развитие способности к переключению.

4.     Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5.     Недостаточная способность к запоминанию, преимущественнословесного материала.

6.     Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно вобласти языковых явлений.

7.     Недостаточная сформированность произвольности вобщении и деятельности. Следствие:

          а) недостаточная сформированностьпсихологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебнойдеятельности;

         б) трудности формирования учебныхумений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достиженияучебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенномтемпе).

Основные направления работыучителя-логопеда

1.    Развитиезвуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия (дифференциациифонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательных зрительный и другиеанализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза.

    а) Уточнение произносительного и слуховогообраза каждого из смешиваемых звуков:

—уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительные, слуховое,тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

—выделение его на фоне слога;

— определениеналичия и места в слове (начало, середина, конец);

—определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, послекакого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);

—выделение его из предложения, текста.

    б) Сопоставление смешиваемых звуков впроизносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в тойже последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительнойхарактеристики каждого звука. Однако основная цель — их различение, поэтомуречевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.

      В процессе работы каждый из звуковсоотносится с определенной буквой. Большое место занимают письменныеупражнения, закрепляющие дифференциацию звуков.

2.    Развитиелексического запаса и грамматического строя речи:

—развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество,последовательность и место слов в предложении): придумывание предложений посюжетным картинкам и определение в нем количества слов; придумываниепредложений с определенным количеством слов; распространение предложения;составление графических схем предложения; определение места слов в предложении;выделение предложения из текста с определенным количеством слов и т.д.;

—уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарногозапаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи,так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способамисловообразования;

—уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитиеи совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьмисловосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различныхсинтаксических конструкций.

3.    Формированиесвязной речи;

—развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла исмысловой культуры высказывания;

—установление логики (связности, последовательности), точное и четкоеформулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отборязыковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания втех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержаниятекста, сюжетной картины).

4.    Развитие исовершенствование психологических предпосылок к обучению:

—устойчивости внимания;

—наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

—способности к запоминанию;

—способности к переключению;

—навыков и приемов самоконтроля;

—познавательной активности;

—произвольности общения и поведения.

5.    Формированиеполноценных учебных умений:

—планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активноеосмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале;определение путей и средств достижения учебной цели);

—контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до уменияпользоваться специальными приемами самоконтроля);

—работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать;проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

—применение знаний в новых ситуациях;

— анализ,оценка продуктивности собственной деятельности.

6.    Развитие исовершенствование коммуникативной готовности к обучению:

—умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь напосторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занятьпозицию ученика);

—умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

—умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкоговосприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи всоответствии с полученной инструкцией;

—умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием,инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль иоценки учителя-логопеда.

7.    Формированиекоммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

 Конспекты логопедических занятий в группе для детей с ФФН

 (1 класс)

Источник: https://www.sites.google.com/site/logopedlicea/recevye-narusenia/ffn

Понятие фонетико-фонематического недоразвития, виды, методики диагностики и коррекции речевых нарушений

Фонетический и фонематический разница

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) является актуальной проблемой на сегодняшний день. Это отклонение характеризуется неправильным воспроизведением звуков при нормальных интеллектуальных способностях ребенка и хорошем слухе.

У детей с ФФН отмечаются искажение, смещение и замена звуков, неправильное построение слогов в словах, незначительные нарушения лексики и грамматики в речи.

Обследование, проводимое логопедом, включает изучение восприятия речи, возможности ребенка к произношению звуков, построению слогов в словах, связности предложений. При обнаружении ФФН ребенку требуется коррекция речевых дефектов.

Понятие и характеристика ФФН, классификация

Что это − фонетико-фонематическое недоразвитие речи? Под ФФН (или аббревиатура − ФФНР) понимается недостаточное формирование произносительной способности у ребенка из-за нарушения восприятия или неправильности произношения минимальной части слова (фонемы – компонента слова).

В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова.

К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.

Причины и факторы возникновения ФФН:

  • Травмы головы во время родов.
  • Отсутствие занятий с ребенком.
  • Стрессовые ситуации.
  • Проблемы психологического характера.

Сравнение фонетического и фонематического дефекта

В логопедии ФФНР подразделяют на 2 понятия: фонетическое и фонематическое нарушение речевой функции. Согласно сравнительной характеристике, эти 2 варианта имеют существенные различия. Фонетический дефект произношения характеризуется искаженным воспроизведением звука.

Это состояние можно объяснить на примере пациента, не способного произнести звук «Р» (ребенок картавит). Пациент знает, что неправильно воспроизводит звук, но не смешивает его с другими.

Это состояние изменяет устную форму речи, но при этом ребенок пишет все буквы в словах правильно.

Фонематическое изменение в речевой функции включает полную замену определенного звука другим («лодинка» вместо «родинка»). Ребенок не видит разницы между звуками (в этом случае «Л» и «Р»). Нарушение может сохраняться у пациента до 5-летнего возраста и старше. При фонематической патологии у ребенка может нарушаться речевая функция и правописание.

Классификация ФФН по степеням тяжести:

  • Легкая – ребенок не способен различить (услышать) в речи только дефектные звуки, которые он сам не может правильно произнести. Остальные звуки ребенок различает хорошо.
  • Средняя – пациент не может различать большое количество звуков в речи, которые относятся к разным фонетическим группам, при этом устная речевая функция ребенка сформирована нормально.
  • Тяжелая – сильное нарушение распознавания и воспроизведения звуков в словах (ТНР – тяжелое нарушение речи), пациент не может выделить звуки, а также воспроизвести их последовательность.

Клинические проявления

Для правильного звукопроизношения очень важен фонематический слух. Благодаря ему пациент может отличать разные звуки друг от друга, правильно составлять структуру слова.

Если фонематический слух нарушается, пациент не видит отличий звуков в словах, которые произносят окружающие, не может правильно их воспроизводить. У пациентов с ФФН физиологический слух и интеллектуальные способности развиты хорошо.

Больные имеют дизартрические нарушения, задержку речевого развития, дислалию.

Симптоматика ФФН во время развития ребенка:

  • Пациент меняет звуки в слове на те, которые ему удобнее произносить. Звуки «Л», «Р» заменяются на «И», «Л (мягкий звук)». Пример: ложка – лёжка, рама – лама.
  • Ребенок изменяет все шипящие и свистящие звуки («Ш», «С», «Щ») на удобные для него твердые (взрывные) звуки («Д», «Т»). Пример: в слове самолет пациент меняет звук «С» на «Т», получается «тамолет». В слове шапка ребенок изменяет звук «Ш» на более звонкий «Т» или «Д», получается слово «тапка» или «дапка».
  • Ребенок может некоторые звуки в отдельности произносить правильно, но при использовании их в словах у пациента возникают замены или ошибки произношения. Пример: звуки «Л», «Р», «С», «В» отдельно ребенок воспроизводит правильно, а в словах эти звуки часто заменены другими, схожими по произношению («рама» — «лама»).
  • У пациента отмечаются затруднения в воспроизведении 2 и более звуков. Ребенок заменяет трудный звук другим, более простым для произношения. Пример: киса – тиса, собачка – тобачка, чашечка – ташечка, шишки – тишки.

При наличии диагноза ФФН ребенок может даже в 5-летнем возрасте говорить неправильно. В школьном возрасте недоразвитие речевой функции способно привести к ошибкам в письме, затруднениям в понимании школьного материала. Часто окружающие плохо воспринимают речь ребенка во время школьных занятий и повседневного общения.

Некоторые пациенты с ФНР могут иметь легкую степень патологии, грамотно писать. При этом они не способны воспринимать множество звуков в словах. Такая симптоматика значительно усложняет диагностику ФФН.

Сопутствующими симптомами ФФНР считаются уменьшение концентрации внимания, сниженная мыслительная функция при решении логических задач или при проведении какого-то действия. Ребенок с нарушением речевой функции часто плохо понимает абстрактные вещи.

Без коррекции ФФН у ребенка возникают затруднения в обучении, психические отклонения, сильная возбудимость, раздражительность.

Диагностические мероприятия

При обнаружении симптомов ФФН родители должны обратиться к логопеду. Логопеды есть в любой школе и детском саду. Логопедические занятия также можно посещать в специализированных центрах.

Наиболее популярными центрами лечения ФФНР и общего недоразвития речи (ОНР) являются:

  • Клиника патологии речи в Санкт-Петербурге.
  • Центр патологии речи и нейрореабилитации Шкловского В.М. (Москва).
  • Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.
  • Центр коррекции речи Анны Белик (Санкт-Петербург).

Диагностика ФФН включает сбор анамнестических данных для определения возможной причины, а также логопедическое обследование. Врач смотрит карточку пациента или выписки из нее. Специалист спрашивает у матери о течении беременности, родов, психической обстановке в доме, наличии функциональных патологий мозга, а также биологических и физиологических изменениях в организме.

Для врача имеет большое значение наличие психических травм и хронических стрессов, которые часто приводят к нарушению речевой функции. Накануне первого посещения логопедических занятий ребенок должен обследоваться у невролога, отоларинголога для исключения психических отклонений, органических поражений головного мозга, последствий травм головы, заболеваний речевого аппарата.

Для регистрации логопед заводит на ребенка речевую карту. В ней он описывает состояние слуховой функции, наличие или отсутствие заболеваний мозга. В карту также вписывается общее состояние здоровья, проведенные вакцинации, перенесенные заболевания.

Специалист проводит обследование аппарата артикуляции, оценивает состояние ых связок, дыхательной функции, необходимой для нормальной речи. Он делает несколько тестов на звукопроизношение, чтобы определить какие звуки пациент не может воспроизводить. Эти данные обязательно вносятся в карту.

Логопед оценивает словарный запас, наличие замен и смещения звуков, изменение структуры слова. Также оценивается способность выстраивания предложений. Доктор обязательно обращает внимание на дыхание во время воспроизведения слов и предложений.

Если ребенок умеет писать, то логопед смотрит на состояние письменной речи. Врач отмечает наличие грамматических ошибок во время написания слов, замены букв. После полного обследования доктор пишет заключение, а также составляет план занятий для коррекции речевой функции.

Коррекция речевой дисфункции

После полного осмотра и оценки речи логопед составляет план занятий, пишет рекомендации для детского сада или школы по проведению коррекции.

Он также может самостоятельно осуществлять лечение ФФНР, назначив комплекс индивидуальных занятий с пациентом (возможно проведение домашних занятий).

За время терапии логопед должен добиться исправления ошибок в произносимых словах, появления навыков фонетики, а также подготовить пациента к письму и чтению.

Занятия у логопеда могут быть групповые или индивидуальные. Групповые занятия предполагают работу с несколькими детьми. На индивидуальных занятиях ребенок занимается один.

Преимуществом групповых занятий является то, что дети могут учиться разговаривать друг с другом при помощи диалога, сценок и других видов общения.

При этом они осуществляют сравнение звуков, учатся находить ошибки друг у друга, правильно строить предложения.

Если у дошкольника тяжелая форма нарушения речи, то его можно направить для занятий в специальный логопедический детский сад. Здесь собраны дети с нарушением речевой функции, поэтому занятия направлены на улучшение речи, чтения и письма. В группу такого детского сада детей зачисляют с 5-6-летнего возраста. Длительность коррекции составляет 10 месяцев.

Цели терапии ФФН:

  • Освоение пациентом правильного произношения и артикуляции.
  • Сформированный анализ и синтез речи.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Появление связной речи.
  • Правильное составление словосочетаний и предложений.
  • Обучение правильному письму, чтению.
  • Улучшение внимания и памяти.

Для проведения занятий логопед использует гимнастические упражнения на развитие артикуляции, рисунки, игрушки, игры, карточки с написанными слогами и словами, книжки.

Очень важно на практических занятиях создать спокойную и уютную обстановку. Она способствует снижению возбудимости ребенка, улучшает контакт между ребенком и педагогом.

Для закрепления материала логопед дает задания, которые нужно сделать дома.

Одновременно с логопедическими и педагогическими занятиями ребенок нуждается в помощи психолога. Психолог поможет справиться со стрессовыми ситуациями, проблемами в семье.

Также он помогает развивать память, мышление, мелкую моторику.

Для этого проводят тренировку памяти (карточки с рисунками, таблицами), арт-терапию, игры с мелкими предметами, использование льда для стимуляции кровообращения рук и другие методики.

Коррекцию рекомендуется проводить до поступления в школу, чтобы расстройства речи не нарушали психическое здоровье пациента, не мешали обучению.

Профилактические мероприятия и прогнозирование результатов терапии

При своевременной логопедической помощи прогноз для ФФНР благоприятный. Скорректировать дефекты речи можно за 1-12 месяцев, в зависимости от выраженности симптоматики. Успех в лечении ФФНР зависит от правильных действий родителей, а также квалификации логопеда.

Профилактические мероприятия ФФНР в логопедии включают планирование беременности, исключение контактов беременной с инфекционными больными на протяжении всего периода вынашивания ребенка.

Женщине во время беременности следует исключить употребление спиртных напитков, курения, избегать стрессовых ситуаций. Причиной появления нарушений развития речи у ребенка могут быть операции во время беременности, стремительные или длительные роды, а также начало родов раньше срока.

При возникновении осложнений беременности нужно обязательно обратиться к гинекологу для обследования и лечения.

Важным фактором формирования речи считается нормальная психологическая обстановка в семье. Если у родителей возникают конфликты, ребенок может отреагировать на это нарушением речевой функции. Благоприятно влияют на развитие речи регулярные занятия с ребенком, чтение книг, обучение письму и другие мероприятия.

Провоцирующим фактором ФФНР может стать алкоголизм у одного из родителей, а также наркомания. Ребенок при этом испытывает стресс, который сильно мешает его развитию. Следует оказать психологическую помощь семье, а также провести лечение алкоголизма и наркомании.

Когда у дошкольника или школьника выявлены проявления задержки и недоразвития речевой функции, то следует самостоятельно обратиться к логопеду как можно раньше. После того как он проведет обследование и подтвердит, что это ФФНР, будут назначены коррекционные занятия. Лечение считается наиболее эффективным при раннем обращении пациентов.

Заключение

Речевое развитие имеет большое значение, так как оно позволяет нормально развиваться ребенку, дает возможность общаться со сверстниками. При наличии характеристик нарушения фонетики у пациента снижается возможность качественно обучаться.

Пациент с ФФНР не способен нормально воспринимать речь, затрудняется выразить свои мысли.

ФФН может помешать нормальной жизни ребенка, привести к несостоятельности во взрослом возрасте, поэтому очень важно проводить коррекцию недостатка речевой функции своевременно.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/ffnr-fonetiko-fonematicheskoe-nedorazvitie-rechi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.