Ребенок не слышит звуки в слове

Содержание

Фонематический слух: причины нарушения, коррекция

Ребенок не слышит звуки в слове

Здоровый человек от природы обладает слухом — способностью воспринимать окружающие звуки.

Слух бывает физическим (неречевым) и фонематическим (речевым). Фонематический слух необходим для формирования нормального звукопроизношения у ребенка, поэтому важно понимать, что это такое, как формируется и как его можно развивать.

Что такое фонематический слух

Неречевой слух позволяет людям различать звуки, не связанные с речью: шумы, природные звуки, музыку.

Фонематический слух («фонема» в переводе с древне-греческого означает «звук») — это способность слышать и распознавать звуки речи, понимать обращенную речь.

Он тоже дается человеку с рождения и позволяет определять конкретный звук в слове, различать слова с похожими звуками в составе (мышка — мишка, роса — роза), слова с одинаковым набором звуков (урок — укор, шина — ниша).

Развитие фонематического слуха начинается практически с рождения и полностью формируется к 4-5 годам.

Если этого не произошло, ребенок будет произносить слова так, как слышит, а не так, как ему говорят. И если окружающие взрослые постараются разобрать его речь или хотя бы не заострять внимание на проблеме, среди ровесников он может стать объектом насмешек.

В школьном возрасте будут неизбежны проблемы с чтением (дислексия) и письмом (дисграфия).

Фонематический слух и фонематическое восприятие

Фонематическое восприятие — это умение определять звуковой состав слова, то есть анализировать его.

Например, сколько звуков, слогов в каком-либо слове, какой звук стоит в начале, в конце, в середине. Фонематическое восприятие формируется в процессе обучения в школе и является фундаментом для последующего обучения грамотному письму.

Разница между фонематическим слухом и восприятием заключается в том, что фонематический слух является частью физического слуха, дается человеку от рождения, ему не нужно специально обучать, но необходимо развивать.

Хороший фонематический слух позволяет воспринимать чужую речь, грамотно строить свою, четко произнося звуки. Фонематическое восприятие само по себе не разовьется, ему специально обучают. Очевидно, что, имея проблемы с фонематическим слухом, ребенок не сможет развить фонематическое восприятие.

Формирование фонематического слуха в процессе развития ребенка

Речевой слух формируется у малыша практически с рождения: уже в возрасте до одного месяца кроха начинает различать первые речевые звуки.

В 2 — 3 месяца младенец реагирует на слова мамы, в первую очередь, обращая внимание на интонацию и мимику. Уже сейчас можно развивать фонематический слух, повышая и понижая тембр голоса, громкость, комментируя свои действия, называя окружающие предметы.

Важно, чтобы малыш при этом видел лицо мамы: для того, чтобы научиться произносить звуки, ему нужно видеть артикуляцию – движение губ, языка в разговоре.

От 3 до 6 месяцев малыш начинает узнавать голоса близких, слушает музыку, пытается различать звуки внешнего мира. Происходит важный этап развития — гуление, когда кроха отчетливо произносит гласные нараспев (ааа — ууу — ыыы).

В 6 — 9 месяцев малыш узнает свое имя, начинает понимать осмысленные звуки. Новым этапом развития становится лепет — гуление переходит в звуки, напоминающие слоги. Сейчас самое время познакомиться с песенками, где есть повторяющиеся слоги («Гуси, гуси, га-га-га…», «Буль-буль-буль карасики…»).

В 9 — 12 месяцев у малыша уже есть любимые песенки, лепет становится все более разнообразным, начинает приближаться к родной речи. Появляются первые слова, способность подражать речевым звукам.

Ребенка нужно знакомить с окружающим миром, комментировать происходящее: «Это прудик. Он большой, а вон те лужи маленькие. А вот лягушки квакают: ква-ква-ква. Это ворона – кар-кар.

Ой, дождик пошел: кап-кап-кап по лужам».

В возрасте от 1 до 3 лет фонематический слух активно развивается.
Сейчас ребенок во всем подражает взрослым: копирует их поведение, речь, интонации. Происходит знаменательное событие — малыш начинает разговаривать.

Сейчас важно четко проговаривать сами слова, их окончания, следить за правильным построением речи. Нужно ограничить употребление «малышковых» слов (не «бибика», а «машинка»), исключить намеренное коверканье слов, подражая крохе (не «неть», а «нет»).

От 3 до 5 лет становится ясно, есть ли проблемы с речевым слухом. Речь становится связной, появляются сложные предложения. Дошкольник должен различать свистящие и шипящие согласные, мягкие и твердые, глухие и звонкие.

Если на картинке он не отличает, где коса, а где коза или путает мышку с мишкой — это достаточный повод обратиться к логопеду. К 5 годам заканчивается формирование звукопроизношения, поэтому если ребенок выговаривает не все звуки, это тоже является поводом для беспокойства и требует консультации логопеда.

Причины нарушения фонематического слуха

Здесь прямая связь – если ребенок плохо слышит, он не может идентифицировать звук и тем более правильно его произнести. При этом в целом он может слышать обращенную к нему речь и реагировать на нее, поэтому, например, у грудничков бывает сложно заподозрить тугоухость.

  1. Синдром дефицита внимание и гиперактивности (СДВГ)

Из-за особенностей функционирования центральной нервной системы дети с СДВГ крайне неусидчивы, им трудно сосредоточиться, поэтому звуки речи они улавливают частично, не вслушиваются, соответственно и воспроизводят их так, как услышали.

В этом случае необходимо уделить особое внимание занятиям для развития фонематического слуха и речь постепенно нормализуется.

  1. Инфекционные заболевания, проблемы с пищеварением

Эти причины могут повлиять косвенно – слабый иммунитет, недостаток полезных веществ приводят к тому, что ребенок становится вялым, апатичным, плохо концентрирует внимание и, как следствие, может пострадать фонематический слух.

Избыток или недостаток гормонов чреват не только нарушениями речи, но и более серьезными проблемами вплоть до умственной отсталости.

  1. Травмы головы и заболевания, связанные с воспалением головного мозга (энцефалит, менингит).
  2. Социальная среда

Если родители мало разговаривают с ребенком, изолируют от общения со сверстниками, не читают книги вслух, то не стоит удивляться, что у него возникнут проблемы.

У малыша просто не будет возможности тренировать свой речевой слух. Отрицательно может повлиять нарушение дикции у мамы, папы или другого родственника, постоянно общающегося с малышом.

Зачем развивать фонематический слух

Плохо развитый речевой слух может привести к нарушению звукопроизношения. Если ребенок не различает фонемы, то произнести правильно он их не сможет. Возникает путаница между близкими звуками.

Это замедлит развитие связной речи, приведет к ошибкам при чтении и письме, к сложностям при изучении иностранных языков.

Бывает так, что ребенок говорит чисто, но не может разделить слоги на звуки. Например, на просьбу назвать первый звук в слове «рука», говорит «ру». Это тоже указывает на недоразвитие фонематического слуха, которое нужно исправлять. В противном случае неизбежны проблемы с грамотным письмом.

Также страдает словарный запас, ребенку будет трудно произносить сложные слова, связно излагать мысли, поддерживать нужную интонацию в разговоре, управлять громкостью голоса.

Чтобы этих проблем не было, нужно развивать фонематический слух. И чем раньше начать это делать, тем лучше.

 Как развить фонематический слух

Для начала занятий подойдут игры на распознавание неречевых звуков.

«Угадай звук»

Можно положить перед малышом лист бумаги, ложку с тарелкой, свисток, затем попросить отвернуться или закрыть глаза. В это время пошуршать бумажкой, потопать ногами, свистнуть, постучать ложкой о тарелку, а ребенок будет говорить, что происходит.

«Что внутри?»

В непрозрачные одинаковые коробочки, например, из-под киндер-сюрпризов положить пуговицы, горох, пшено, сахарный песок. Трясти коробочки по очереди и угадывать, что внутри.

«Хлопушка»

Нужно повторить за взрослым хлопки в ладоши различной громкости. Можно не только похлопать, но и постучать ложкой по столу с разной громкостью, потопать ногами.

«Жмурки»

Знакомая с детства игра, когда нужно идти на звук колокольчика или хлопки.

Затем можно добавить игры на определение качества речи.

«Кто это?»

Нужно записать на камеру телефона или диктофон голоса нескольких родственников или знакомых малышу людей. Дать послушать и попросить угадать, кто говорит.

«Зверюшки»

Рассказать небольшую историю про животных: «Жили-были папа-кот (гусь, лягушка, утка, собака…), мама-кошка и их котенок.

Папа говорил «мяу-мяу» (низким голосом), мама говорила «мяу-мяу» (средним по высоте голосом), а котенок пищал «мяу-мяу» (высоким голосом)».

Затем попросить ребенка угадать, кто сейчас говорит, произнося «мяу» разными голосами в произвольном порядке. Потом можно поменяться ролями.

«Поезда»

Объяснить ребенку, что когда поезд едет далеко, его плохо слышно, поэтому он сигналит тихо «ту-туу». А когда поезд совсем рядом, он сигналит громко «ту-туу».

Потом нужно изображать сигнал поочередно тихим и громким голосом, а ребенок будет угадывать, далеко поезд или близко.

Можно усложнить задачу, добавив поезд, который едет не далеко и не близко, и угадывать сигналы уже трех поездов. Затем поменяться ролями.

После того как малыш начнет справляться с этими играми, можно переходить к заданиям на узнавание слов.

«Игрушки»

Подобрать разные игрушки, выстроить в ряд и называть ребенку. Одну часть игрушек нужно называть правильно, а другую — намеренно меняя первую букву, например, тошка — кошка, фобака — собака. Малыш должен угадывать, когда правильно, а когда нет.

«Картинки»

Наклеить или нарисовать на листе бумаги похожие по названию картинки, например, мишку и мышку, кошку и ложку. Взрослый называет слова, а ребенок показывает соответствующую картинку.

Следующее упражнение помогает научиться различать слоги.

Прежде чем приступить к их выполнению, нужно объяснить ребенку, что такое слоги. Начать с простых примеров, например, несколько раз четко произнести слово «ко-за», разделяя его на слоги.

Можно при произнесении каждого слога хлопнуть в ладоши или стукнуть карандашом по столу, посчитать вместе с ребенком количество хлопков. Объяснить, что слово «коза» состоит из двух частей, которые называются слоги.

Когда ребенок это поймет, можно перейти к изучению односложных, а потом многосложных слов.

«Лишний слог»

Взрослый произносит ряд слогов, например, «жу-жу-жу-зу-жу-жу». Услышав лишний слог, ребенок говорит «стоп» или хлопает в ладоши.

После задания на распознавание слогов, можно вводить упражнения на распознавание звуков.

«Свой звук»

Ребенок выбирает звук, который ему предстоит «опознать», а взрослый произносит цепочку произвольных звуков. Как только ребенок услышит «свой звук», он должен хлопнуть в ладоши.

«Имитация»

Ребенку нужно воспроизвести какой-нибудь природный звук. Например, змея — ш-ш-ш-ш, волк — у-у-у-у, жук — ж-ж-ж-ж.

Когда все предыдущие задания будут усвоены, можно переходить к упражнениям, объединяющим полученные навыки.

«Сколько звуков?»

Взрослый произносит различные звукосочетания, а ребенок называет количество звуков. Например, о-о-о — один, ро-о — два и так далее.

«Пропущенные буквы»

Взрослый называет слова, пропуская один звук, задача ребенка определить, что пропущено (сне_инка, ка_тошка).

Домашние занятия просты, не занимают много времени. Их можно проводить как целенаправленно, так и между делом: по дороге в детский сад, ожидая своей очереди к врачу, в поездке. Они помогут ребенку легко пройти все этапы формирования фонематического развития.

Проводить их лучше всего в игровой форме, непринужденно, чтобы малыш не успел заскучать. Результатом занятий станет правильная речь и отличные оценки в школе.

Источник: https://logoprav.ru/korrekciya-rechi/fonematicheskij-sluh

Ребенок путает звуки

Ребенок не слышит звуки в слове

При нормальном развитии речи дети в 4,5-5 лет на слух могут определять присутствие или отсутствие конкретного звука в слове. Естественно, если с ними занимались родители или педагоги.

За это умение отвечает фонематический слух (не путать с физиологическим слухом). Он помогает ребёнку узнавать и различать звуки, понимать их последовательность и расположение.

За счёт фонематического слуха дети отличают похожие слова и понимают их смысл. Это важная часть развития речи.

Если ребёнок путает звуки или слышит их в слове в 5 лет, то это может свидетельствовать о нарушениях фонематического слуха. Это частный случай ОНР (общего недоразвития речи). Впоследствии это может привести к трудностям при обучении ребёнка письму и чтению.

Как развивается фонематический слух?

Фонематический слух формируется во время общения ребёнка с родными и окружающими людьми. Поэтому специалисты советуют разговаривать с малышом, читать ему книги и стихи с момента появления на свет.

Наиболее значительный прогресс в становлении фонематического слуха наблюдается в возрасте от полугода до двух лет.

Однако отделы коры мозга, отвечающие за его функционирование, окончательно формируются к 5-7 годам.

  1. От рождения до 1 года. Ребёнок начинает реагировать на громкие звуки спустя три недели после появления на свет, а на тихие – через 2 месяца. В 3 месяца малыши хорошо определяют их источники, переводя взгляд в их сторону. В 4 месяца ребёнок может подражать звукам, а в 5 – понимает своё имя. В год малышу удаётся различать часто используемые слова.
  2. От 1 года до 2 лет. В этом возрасте наблюдается активное развитие фонематического слуха. Ребёнку удаётся различать звуки в родном языке. К двум годам малыши определяют на слух ошибочные фонемы. Ребёнок способен сказать, какое слово было произнесено правильно.
  3. От 2 до 4 лет. К трём годам малыш перестаёт путать похожие звуки. Также происходит формирование правильной слоговой структуры слова. Хотя при произношении звуков могут наблюдаться проблемы, например, дети говорят «на-ни-на» вместе «машина».
  4. От 4 до 6 лет. В пяти годам кроха учится определять количество и последовательность звуков в слове. Это важный этап, от которого зависит формирование навыков чтения и письма. У шестилетнего ребёнка получается различать темп и громкость речи.

Безусловно, что нормы развития у каждого ребёнка свои. Но сильные отклонения могут свидетельствовать о фонетико-фонематическом недоразвитии.

Почему ребёнок путает звуки?

Если ребёнок в 5 лет путает звуки, то это свидетельствует о фонетико-фонематическом недоразвитии. Это речевое нарушение связано с дефектами произношения и восприятия речи. Чаще всего ФФН диагностируется в возрасте 5-7 лет.

Специалисты выделяют три степени фонетико-фонематического недоразвития:

  • лёгкую. Ребёнку сложно находить различия между звуками, которые у него не получается выговорить. При этом способность к фонематическому анализу сохранена;
  • среднюю. У ребёнка наблюдаются серьёзные проблемы при фонематическом анализе. Он испытывает сложности с различением большого количества звуков, присутствующих в его речи;
  • тяжёлую. У ребёнка не получается выделять звуки. Он не различает их, а также не может определить их месторасположение в слове.

Если ребёнок путает фонемы, то в первую очередь необходимо обратиться к специалисту и выявить причину ФФН.

Причины ФФН

Фонетико-фонематическое недоразвитие может быть врождённым или приобретённым. В первом случае ребёнок может путать звуки из-за:

  • аномалий при формировании плода;
  • инфекционных и эндокринных заболеваний матери во время беременности;
  • тяжелого токсикоза;
  • резус-конфликта между ребёнком и матерью;
  • родовых травм (асфиксии, обвития и пр.).

Приобретённое ФФН возникает вследствие:

  • инфекционных заболеваний, перенесённых в первые месяцы жизни;
  • наследственного фактора;
  • черепно-мозговой травмы;
  • педагогической запущенности;
  • эмоционального потрясения в период формирования речевых навыков;
  • травмирующей психику ситуации;
  • негативного влияния окружающей среды.

Чтобы выяснить, почему ребёнок отстаёт в речевом развитии и путает звуки, необходимо пройти обследование у невролога и логопеда.

Коррекционная работа

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития требует много сил и времени. В обязательном случае ребёнку назначаются групповые или индивидуальные занятия с логопедом. При ФФН необходимо скорректировать звукопроизношение, развить фонетические навыки и провести подготовку к обучению чтению и письму.

На логопедических занятиях с ребёнком осуществляется развитие:

  • правильного произношения звуков и артикуляции;
  • фонематического анализа и синтеза речи;
  • пассивного и активного словарного запаса;
  • навыка связной речи, составления словосочетаний и предложений;
  • грамотного письма и чтения.

Чтобы малыш перестал путаться в звуках, специалисты используют логоритмику, развивающие игры, наглядные материалы и так далее.

Занятия с педагогом делают ребёнка более внимательным, спокойным и учат концентрироваться на выполнении конкретных задач. Для улучшения произношения звуков также развивается мелкая и крупная моторика.

Рекомендуется посещать детского психолога. Это позволит нивелировать последствия стресса или эмоциональной травмы, которые могли привести к ФФН.

Прогноз и профилактические меры

Если ребёнок путается в звуках, то важно своевременно обратиться к логопеду. При регулярных занятиях и помощи родителей речевое недоразвитие можно устранить в течение года. В зависимости от тяжести ФФН работа занимает от 1 до 12 месяцев.

Родители оказывают сильное влияние на формирование навыков устной речи. Очень часто проблемы с произношением звуков возникают из-за педагогической запущенности. Поэтому рекомендуется заниматься с малышом с момента его рождения. Особо внимательными стоит быть мамам, перенесшим тяжелые роды и беременность. Важно своевременно посещать специалистов, не пуская ситуацию на самотёк.

Источник: https://neapl.ru/blog/rechevye-narusheniya/putaet-zvuki/

К чему приводит нарушение фонематического слуха у детей?

Ребенок не слышит звуки в слове

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!
Сегодня расскажу вам об одной речевой проблеме, которая не особо заметна на первый взгляд. И ей многие родители не придают много значения, мол, само рассосется.

Если ребенок не выговаривает какие-то звуки, это бросается в глаза. Если он не может построить фразу или правильно сочетать слова в роде-числе-падеже, то это тоже трудно не заметить.

Но если нарушен фонематический слух, то это остается за кадром .

Как это выглядит со стороны?

Тем более это проявляется не сразу, вначале родители умиляются, как смешно малыш коверкает звуки. В стихах переставляет местами слова, не слышит рифму, говорит “конпот”, “небель”, “поп-корм” и “шаньпунь”.

Но когда начинается подготовка к школе, а то и первый класс, то это перестает доставлять положительные эмоции. Потому что возникают большие проблемы с чтением и письмом.

Безусловно,  некорригированные проблемы из устной речи начинают плавно перетекать в письменную.

Проблема еще в том, что фонематический слух и фонематическое восприятие хорошо формируются у детей в периоды сензитивного развития.

В это время психика особо восприимчива к сенсорным воздействиям, ребенок впитывает в себя все как губка без особых усилий.

Вместо этого малыша начинают пичкать интеллектуальным развитием, которое совершенно нефизиологично для него в этом возрасте, поскольку нервная система еще не созрела.

Сензитивные периоды для речи

Пока еще не завершился  процесс миелинизации нервных волокон, дети не могут воспринять и сохранить полученную информацию в полном объеме, она теряется по пути. А вот сенсорика идет хорошо.

Поэтому не надо усиленно заставлять ребенка учить буквы, читать, считать бог знает до скольки и решать примеры, писать целыми страницами.

Заниматься нужно совсем другим делом: развивать органы чувств, уметь слышать звуки: речевые и музыкальные, их темп и ритм, различать цвета, формы, размеры, чувствовать запахи, учиться наблюдать за природой, окружающим миром.

Всему свое время, не надо бежать впереди велосипеда. И пытаться раскрыть бутон цветка раньше, нежели он сам развернет свои лепестки. В таком случае дети теряют интерес к процессу обучения.

Процесс познания нового у них превращается в неприятную повинность. И вроде смотрят родители, столько было вложено в ребенка, столько потрачено времени и средств, а он никак не оправдывает ожидания.

Отлынивает от учебы, просиживает время на уроках, выходя с оттуда с головой, чистой от вложенных в нее знаний.

Речевой слух

Что подразумевается под понятием “фонематический слух”? Он является частью общего слуха. Это умение отличать звуки человеческой речи, своего родного языка, от других звуков. Умение отличать друг от друга слова, которые очень похоже звучат, например “мишка” и “мышка”.

 Соотносить слово с предметом, его признаками и действиями, вне зависимости, сказаны они тихо или громко, тонким, писклявым голосом или грубым, низким. А также понимать разницу между словами, которые звучат одинаково, но обозначают разное.

Например, “мой” — “мой руки” и “мой мяч”.

Фонематическое восприятие — это умение воспринимать звуковой ряд в целом и каждый звук, каждую фонему по отдельности. Это очень важно для обучения грамоте, когда приходится постоянно делать звуко-буквенный анализ и синтез.

При письме мы как бы кодируем язык. Переводим его из одной системы, звуков, воспринимаемых человеком через уши в систему печатных знаков, букв, которые мы воспринимаем зрительно.

При чтении мы наоборот занимаемся расшифровкой, переводя печатные знаки в звучащую речь.

Проблемы в будущем

Взрослые люди, пройдя процесс обучения, делают все это автоматически и неосознанно, на подкорке. И им кажется, что это легко. Однако это не совсем так.

Особенно сложно дается процесс шифровки и кодировки детям с различными речевыми патологиями, при которых нарушается фонематический слух. А это практически во всех случаях речевых нарушений, кроме простой и физиологической дислалии.

При ФФН, ОНР, дизартрии — наиболее часто встречающихся ТНР фонематический слух всегда страдает особенно сильно.

Если фонематический слух не сформировался в полном объеме до 1 класса, то ребенку будет сложно учиться. Его будет преследовать постоянный неуспех при чтении и письме. Он не будет успевать за одноклассниками:

  • ошибки,
  • зачеркивание и грязь в тетрадях,
  • медленное чтение,
  • неполное понимание смысла прочитанного,
  • плохо понятое задание учителя неправильно выполняется.

Все эти проблемы накапливаются как снежный ком, растут из класса в класс и не проходят сами по себе.

Нужна квалифицированная помощь логопеда, чтоб понять что и как нарушено у ребенка. Где он допускает ошибки, какие пробелы в знаниях и как преодолеть проблемы в письменной речи.

И чем раньше придет помощь, тем больше шансов у ребенка преодолеть нарушения фонематического свойства.

И меньше получить вторичных и третичных наслоений, таких как не успеваемость по русскому языку, психологический дискомфорт, неврозы и психосоматику.

Источник: https://marilina.ru/narushenie-fonematicheskogo-sluxa-u-detej/

Нарушение фонематического слуха у детей: причины, обследование, лечение и коррекция

Ребенок не слышит звуки в слове

Без способности слушать и понимать речь нельзя научиться правильно говорить, общаться, получать нужную информацию. Поговорим о фонематическом слухе и его нарушениях в детском возрасте.

Определение

Фонематический слух – это способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы – это фонематический слух. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения.

Он прислушивается к голосам, реагирует на них. Спустя 6-7 месяцев подражает разговорам взрослых, копируя слоги, отдельный звуки. К 12 месяцем – говорит первое слово.

Таким образом формируются акустические образы отдельных фонем. Дети могут их смешивать, заменять, это считается нормой до определенного возраста. К 4 годам, малыш должен хорошо усвоить технику произношения большинства звуков родного языка.

Исключение составляют только Р – Л. Если этого не произошло, то можно говорить о дислалии – фонематическом нарушении слуха.

Важно, чтобы неправильное произношение не вошло в привычку, ребенок должен научиться контролировать четкость речи, внимательно прислушиваться к окружающим, себе.

Как проявляется

Смешения звуков, замена провоцируют дислалию. Ее наличие можно определить по следующим признакам:

  • Нарушение звукопроизношения. Замена звука, например, звонкие воспринимаются, произносятся как глухие, твердые как мягкие.
  • Пропуск согласных, гласных фонем в словах, перестановка их местами, постановка лишних звуков. Например, сЛободный, вместо сВободный, дереЛа вместо дерево и т.д.
  • Слабая дифференциация схожих фонем, их замена в устной, письменной речи. Например, смешение и замена с, з, ш – крыса вместо крыша, сук вместо жук.

Нарушение фонематического слуха у детей ведет к ошибкам в грамматике. Наиболее часто встречающиеся орфографические ошибки – это безударные гласные, удвоенные согласные, глухие на конце слова. Школьник просто не слышит ударный звук.

Он схож для него с безударным, поэтому затрудняется в подборе проверочного слова. В школе такие дети оказываются неуспевающими не по причине умственной отсталости или слабо развитого интеллекта, а из-за нарушения фонематического слуха.

Причины

За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям. Основными причинами заболевания могут стать:

  • Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем
  • Инфекционные заболевания
  • Проблемы пищеварением

Недостаток витаминов, минеральных веществ ведет к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеет внимание, уровень концентрации, память.

  • Заболевания щитовидной железы

Особенно опасен гипотиреоз в раннем возрасте, у новорожденных детей. Недостаток гормонов или их изобилие оказывают сильнейшее влияние на мозговые процессы, психическое развитие.

Ребенку сложно сконцентрироваться, он не прислушивается к разговорам взрослых, их речи. Улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит.

  • Тугоухость
  • Травмы головы, органов речи и слуха
  • Неблагоприятная социальная среда
  • Отрицательный пример

У родителей есть явные, запущенные дефекты речи, которые не были исправлены в детстве.

Вне зависимости от причин нарушения фонематического слуха, следует обращаться к логопеду, ларингологу, неврологу как можно раньше. Только специальное обследование, выявление причин заболевания помогут поставить диагноз, вовремя скорректировать дефекты.

Диагностика

Важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс. Их делают логопед, дефектолог и родители. Диагностические методики разработаны Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Обследования успешно применяют в школе, детском саду, на комиссии ПМК.

Специалист по работе с детьми использует следующие способы диагностики дефектов акустики и речи:

  • Определение источника звука (неречевого)

Испытуемому предлагается послушать с закрытыми глазами музыкальный инструмент, а потом сказать, какой их них издавал звук. Используются бубны, погремушки, барабаны, колокольчики.

  • Различение фонематически схожих слов

Упражнение “Внимательные ушки”.

Перед исследуемым лежат картинки с изображением знакомых ему предметов. Это фрукты, животные, игрушки и т.д. Взрослым произносит группу слов, похожих друг на друга фонетически, одно из них называет нарисованный предмет. Испытуемый должен поднять картинку тогда, когда услышит правильное название изображения.

Например, на картинке груша. Взрослый медленно произносит: груфа, глюся, груша, глуса и т.д.

Любое поднятие картинки без точного названия считается ошибкой.

Еще один вариант проведения диагностики с помощью одинаковых по звучанию слов – это “Покажи сам”. Дошкольник получает картинки с изображением предметов. Например, кочка -почка -дочка; коза-коса-лоза;лужи-лыжи т.д. по просьбе педагога указывает на предмет, который ему назвали.

Проверяется способность отличить мягкие – твердые, глухие – звонкие согласные, путем повторения услышанного.

Педагог говорит: Ча-тя-ча, му-мя-ма. Ребенок должен повторить группу слогов.

“Хлопни в ладоши”

Дошкольник слушает набор звуков, хлопая в ладошки, если заметил указанную логопедом фонему.

Например, найди в звуковом ряду М.

Обследования базируются на выделении отдельных фонем в слове. Например, ударной гласной, первого звука или последнего, количества фонем до и после нужного звука.

Для анализа предлагаются слова из 3 звуков, если ребенку более 5 лет – из 4-5.

  • Представление фонемы и подбор слова

Более сложное исследование, основанное на фонематическом анализе представлений. Исследуемый должен назвать слова с нужной буквой, например, Д. Или выбрать изображение на картинке, в названии которого 4-5 букв.

По результатам диагностики нарушения фонематического слуха педагог:

  1. составляет индивидуальную программу коррекции дефектов;
  2. направляет на дальнейшее медицинское обследование при необходимости выявлении причин заболевания.

С помощью этих методов анализа можно проследить динамику развития акустических способностей, эффективность коррекционных мероприятий.

Коррекция

Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.

Медикаментозное лечение

С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока.

Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания.

Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.

Чаще всего невролог и врач логопед назначают:

Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.

Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.

Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.

Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов. Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости.

Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов. Обратить внимание на уровень гемоглобина.

Фонематический слух. Развитие фонематического слуха. Нарушение

Ребенок не слышит звуки в слове

Фонематический слух — это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи.

Нарушение фонематического слуха (ФС) — это не ЛОР-нарушение. При дефектах фонематического слуха физиологический обычно развит хорошо. Ребенок даже может обладать музыкальным слухом. Проблема заключается в том, что он плохо распознает фонемы — отдельные звуки. Например, вместо слова «кашка» говорит «кафка», вместо «ложка» – «лоска» и т.д.

При подобном отклонении у детей в школьном возрасте появляется акустическая дисграфия. Из-за этого возникают трудности с обучением и правильным воспроизведением услышанных слов. Особенно тяжело дается правописание и изучение новых языков.

Но и в остальных предметах преуспевать будет сложно — способность правильно писать и говорить пригодится везде. Неуспешность в учебе негативно влияет на самооценку ребенка, он привыкает чувствовать себя аутсайдером, это закрепляется в его подсознании.

Именно поэтому очень важно скорректировать этот недостаток до школы или, если этого не произошло, в начальной школе.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Грудничок сначала учится различать бытовые звуки: стук молотка, шум воды из-под крана, щелчок выключателя. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки – различение бытовых предметных шумов. За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение «языка» животных и птиц.

Дальнейшее развитие слухового восприятия можно разделить на следующие этапы:

  • Ребенок в возрасте 1-2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей среды, но и пытается повторять их (гуление).
  • Постепенно отличает различные интонации, практикуется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  • Потом учится различать ритмический рисунок слова. Уже повторяет за взрослыми звуки и прямые открытые слоги.
  • Примерно к 8 месяцам малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родной речи (лепет).
  • В 1-2 года доказательством правильного развития фонематического слуха будет служить понимание ребенком той речи, с которой обращаются к нему взрослые. Он способен выполнять простые поручения, такие как: «принеси куклу», «сядь на машинку». Также даёт адекватные ответы на элементарные вопросы: «где мама?», «хочешь ли пить?»
  • При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной. Также в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г). Если ребенок произносит их неправильно («кх» вместо «к») или заменяет один звук другим («Д» вместо «Г»), то причина может быть также в нарушении фонематического слуха.
  • В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме шипящих-свистящих и Р-Л, которые в норме должны появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с произношением и обучением в дальнейшем.

В процессе формирования речевого слуха и развития речи у ребенка сначала происходит развитие височной зоны правого полушария, а затем (примерно в 1,5 года) левое полушарие начинает специализироваться на речи.

Соответственно, височная кора правого полушария остается «ответственной» за ритмы, музыку и предметные шумы, а фонематический слух «обосновывается» в височной коре правого полушария.

Таким образом, при грубом варианте нарушения понимания обращенной речи (речевой слуховой агнозии) ребенок может понимать интонации, реагировать на музыку, даже использовать реалистичные звукоподражания животным, но при этом не понимать человеческую речь.

Признаки нарушения фонематического слуха

Как было сказано выше, самый грубый вариант нарушения слухоречевого восприятия – это слуховая речевая агнозия. При нарушениях именно фонематического слуха у ребенка формируется ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). У детей дошкольного возраста оно проявляется так:

  1. Нарушается произношение отдельных звуков, не обусловленное нарушением артикуляции. Например, звонкие могут заменяться на глухие или похожие, в речи преобладают шипящие и свистящие. «Кладрат» вместо «квадрат»;
  2. Ребенок пропускает или меняет местами согласные и гласные в словах. Вместо слова «машина» — «маниша», «мшина»; «поровот» вместо «поворот»;
  3. Смягчение согласных, где это не требуется, или, наоборот, произнесение твердого согласного вместо мягкого: «каряндаш» вместо «карандаш», «пю» вместо «пью», «песьня» вместо «песня».
  4. Пропуски слов в речи или слогов в словах.

Нарушение фонематического слуха может привести к дислалии.

У школьников наблюдаются такие признаки ФФНР:

  1. Фонологическое письмо (пишет так, как слышит);
  2. Подстановка мягких знаков или их пропуск. «Медведь» — «медвед», «ранка» — «ранька» и др;
  3. Пропуски слов в предложениях, слогов в словах. Обычно пропускаются предлоги и частицы: «Я еду машине», «Пойдем магазин»;
  4. Грамматические ошибки на письме – пропущены безударные гласные, удвоены согласные, неверная постановка разделительного мягкого знака, что при диагностике определяется как акустическая дисграфия.
  5. Невозможность определить правильное ударение в слове, потому что ребенок не слышит ударный звук, он для него схож с безударным.

Коррекция нарушения

Для развития фонематического слуха прежде всего нужны регулярные занятия с логопедом. Также в нашем центре успешно применяется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис для улучшения слухоречевого и фонематического восприятия.

В процессе прослушивания специальной программы в наушниках с костной проводимостью расширяется диапазон воспринимаемых мозгом частот, в том числе тех, на которых височная кора распознает звуки речи. Также улучшается слухоречевое внимание.

На логопедических занятиях специалисты нашего центра используют гарнитуру Forbrain, которая также имеет костную проводимость и специальные динамические фильтры.

С помощью данного аппарата ребенок с нарушением фонематического слуха начинает слышать свои ошибки и может скорректировать их.

При регулярных занятиях с Forbrain улучшается речь, ее плавность, произношение, ритм и музыкальность, различение на слух и память.

Коррекция ФФНР должна проводиться комплексно. Логопед проводит занятия, а невролог назначает терапию, направленную на устранение проблем в работе нервной системы (нормализация работы сосудов, питание мозга и т.д.). Помимо занятий у логопеда родители должны заниматься с ребенком и дома. Для этого специалист дает домашние задания.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха

Игра «Поймай звук». Взрослый говорит какое-то слово, а задача ребенка — при произношении заранее оговоренного звука хлопнуть в ладоши. Сначала подбирайте слова, которые начинаются с нужного звука. Затем усложняйте — звук должен находиться в середине или конце слова.

Задание можно разнообразить, чтобы ребенку было интереснее, а также развивались различные каналы восприятия звука. Для этого говорите ребенку слова из соседней комнаты. Спустя какое-то время следует читать текст, в котором он будет ловить нужный звук.

Этот способ отлично тренирует внимание и концентрацию.

Игра «Доскажи слово». Ребенку говорят начало фразы, а он должен её закончить: чтобы играть, нужна игра, чтобы шить, нужна… (игла). Придумайте как можно больше подобных созвучий.

Поиграйте в «Рифмы». Говорите какое-нибудь слово и бросайте ребенку мячик. Он должен поймать его и произнести в ответ рифму. Если рифма не названа — скажите её сами. Начинайте с очень простых слов и постепенно переходите к более сложным. Игра рассчитана на детей в возрасте от 4-5 лет и старше.

Для записи на консультацию логопеда или нейропсихолога звоните по тел.: (812) 642-47-02.

Источник: https://emberint.ru/articles/fonema_slukh/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.