Роль пациента при планировании сестринской помощи

Содержание

Описание сестринского процесса при гипертонии

Роль пациента при планировании сестринской помощи

Гипертония — это патология сердечно-сосудистой системы. Давление при заболевании значительно превышает норму, и понижается только после приема сильных медикаментов. Правильное лечение в домашних условиях зависит от выполнения рекомендаций врача, а в условиях стационара — от грамотной сестринской помощи.

Причины и лечение гипертонии

К основным причинам возникновения заболевания относят:

  • Черепно-мозговые травмы,
  • Курение и употребление алкоголя в больших дозах,
  • Употребление наркотиков,
  • Патологию почек,
  • Гиподинамию,
  • Неправильное питание,
  • Злоупотребление солью и фастфудом,
  • Болезни сердца и сосудов,
  • Наследственность.

Статистика показывает, что во время климакса у женщин особенно часто наблюдается развитие гипертонической болезни.

Опасность же ее в повышенном риске развития гипертонического криза — резкого и значительного повышения АД. Он может привести к инсульту, инфаркту, потере памяти, коме и даже летальному исходу.

Приближение криза можно определить по:

  • Внезапной и сильной головной боли,
  • Головокружению, сопровождающемуся тошнотой и приступами рвоты,
  • Появлению синдрома оглушения сознания,
  • Нарушению речи, координации движения,
  • Судорогам,
  • Нарушению ритма сердечных сокращений, отдышке.

По данным всемирной организации здравоохранения показателем повышенного АД является уровень 140/90 мм.рт.ст. и выше.

При постановке диагноза возраст больного во внимание не принимается: в одинаковой форме гипертонией болеют и взрослые, и дети. ВОЗ выделяет три фазы ГБ, от которых зависит лечение. Начальная фаза признана обратимой.

Повышение уровня кровяного давления связано с наличием неблагоприятных факторов. Устранив их, можно добиться положительной динамики и выздоровления. Вторая фаза требует приема медикаментов для понижения АД.

Течение болезни сопровождается гипертоническими кризами, развитием патологий внутренних органов. Третья фаза называется еще склеротической. Для нее характерно стойкое повышенное АД.

Когда кровяное давление до критического уровня повышено возможны осложнения: нарушение мозгового кровообращения, сердечная недостаточность, инфаркт миокарда, почечная и легочная недостаточность, кратковременная или полная потеря зрения, памяти.

Лечение гипертонии направлено на стабилизацию давления, а для достижения результата применяют:

  • Антигипертензивные лекарства,
  • Массаж, иглоукалывание, физиотерапию, лечебную физкультуру,
  • Фитотерапию.

Осложнения гипертонической болезни

Если соблюдать рекомендации врача и вести здоровый образ жизни, то симптомы гипертонии минимизируются. Но она может закончиться летально при отсутствии постоянной терапии и самостоятельном лечении, отказе от предписаний врача, нарушении режима. К смертельно опасным осложнениям гипертонической болезни относят:

  • Ишемию сердца,
  • Отеки зрительного нерва,
  • Инсульт,
  • Инфаркт миокарда,
  • Сердечную астму,
  • Поражение почек,
  • Систолическую дисфункцию левого сердечного желудочка.

В сочетании с сахарным диабетом или другим заболеванием, разрушающим нейроны, ГБ приводит к развитию хронической почечной недостаточности. Опасность ее в том, что органы перестают выводить токсины из крови. Летальный исход неизбежен при поражении более 90% почек.

Если же почки утратили свои функции на 70% и менее, то у человека с артериальной гипертензией диагностируется почечная гипертония. Отличается она наличием постоянного высокого уровня диастолического давления и систолического.

В этом случае лечение фокусируется на оздоровлении почек и стабилизацию АД.

Задачи сестринского ухода в лечении ГБ

В сестринском уходе нуждаются пациенты с острой формой заболевания, а также те, кто восстанавливается после гипертонического криза. Обычно помощь оказывается при стационарном лечении, но в частном порядке медсестра может приходить и к амбулаторному больному. Правильно организованный сестринский процесс при артериальной гипертонии нужен для:

  • Проведения медицинских и профилактических процедур,
  • Помощи больным гипертонической болезнью в организации бытовых условий в палате,
  • Наблюдения за самочувствием и оказания необходимой медицинской помощи,
  • Выявления характерных признаков заболевания,
  • Выяснения причин его возникновения и факторов, способствующих повышению кровяного давления.

Важность сестринской помощи при гипертонии изучается в медицинских институтах и колледжах, а чтобы оказание помощи было максимально эффективным — составляется специальный план.

Планирование сестринского ухода за больными включает в себя 4 стадии сестринского процесса, и основывается на стандартах сестринской практики. Он рассчитан на работу в сложившейся ситуации, а не с конкретным пациентом. А его цель — получение положительного результата от сестринских вмешательств в решение каждой проблемы больного.

Первая стадия сестринского процесса

На данном этапе важно правильно составить анамнез, который будет включать следующие сведения:

  • Условия работы, характер человека, его образ жизни,
  • Отношения с родными и коллегами,
  • Наличие гипертонии у родственников,
  • Режим и рацион питания,
  • Подверженность вредным привычкам,
  • Название и периодичность приема лекарств,
  • Преобладающий уровень эмоциональной усталости и физического напряжения,
  • Перенесенные ранее, текущие и хронические заболевания,
  • Жалобы пациента.

Жалобы больного зависят от стадии болезни, возраста и пола, а также многих других факторов.

Самые частые из них:

  • Регулярная головная боль, головокружения, шум в ушах,
  • Потеря ориентации,
  • Быстрая утомляемость,
  • Снижение работоспособности,
  • Вспыльчивость,
  • Плаксивость,
  • Бессонница, реже — постоянная сонливость,
  • Проблемы с памятью,
  • Перебои в работе сердца,
  • Отдышка даже при незначительной нагрузке,
  • Ухудшение зрения,
  • Частое онемение пальцев.

В ходе разговора рекомендуется выяснить ожидаемый результат от ухода и лечения, и выявить опасения пациента.

У женщин дополнительно выясняется наличие гинекологических заболеваний: этот фактор необязательно приводит к повышению давления крови.

Но исключить влияние этих проблем у пациентки можно только в ходе диагностики. Далее следует осмотр, оценка цвета и состояния кожи, наличие или отсутствие цианоза.

Обязанности медсестры на первом этапе

Роль медсестры не ограничивается только осмотром и беседами. Независимые виды сестринских вмешательств включают работу и с пациентом, и с его семьей.

Проводится разъяснительная работа о необходимости здорового питания и правильного образа жизни.

Даются рекомендации об изменении условий и взаимоотношений на работе и дома, о необходимости соблюдении режима отдыха и нормального сна. В обязанности также входит:

  1. Обеспечение нормального отдыха, проветривание палаты и предотвращение любых попыток нарушения сна, отвлекать пациента от просмотра телепередач и фильмов,
  2. Обучение несложным способам релаксации,
  3. Информирование пациента о действии препаратов, назначенных врачом, и необходимости четкого соблюдения времени приема препаратов, дозах и их сочетании с приемом пищи,
  4. Разъяснение причин потенциальных осложнений,
  5. Контроль передаваемых родственниками продуктов,
  6. Проведение разъяснительных бесед о вреде для здоровья лишнего веса, вредных привычек, малоподвижного образа жизни,
  7. Обучение пациента или его родственников измерять пульс и давление, распознавать первичные симптомы гипертонического криза, оказанию первой помощи.

Второй этап сестринского процесса

Медсестра обязана выявить реальные и потенциальные проблемы больного, которые определяются индивидуальными особенностями патогенеза болезни. В обязанности медсестры входит и диагностика по всем жалобам пациента.

При гипертоническом заболевании диагностика выявления симптомов строится на анализе жалоб больного, которые могут иметь физиологическую или психологическую основу.

Используют их для проведения адекватной доврачебной диагностики:

  • Быстрое утомление, кровотечение из носа и понижение работоспособности являются первыми симптомами АГ,
  • Нарушение ночного сна вызывает дисфункция состояния центральной нервной системы под воздействием гипертонии,
  • Одышка провоцируется отеком легких,
  • Повышенная тревожность связана с неосведомленностью, незнанием о наличии заболевании, неумением оказать себе правильную помощь.

Все проблемы пациента делятся на две группы: настоящие и потенциальный. К первой группе относят проблемы со сном, головные боли, раздражительность и частые перемены настроения, недостаточный отдых, неправильное питание. А к потенциальным проблемам — риск развития гипертонического криза, риск осложнений (нарушение работы сосудистой и дыхательной систем), инфарктов, инсультов, комы.

Медицинская сестра должна знать все симптомы гипертонического криза, оказывать первую помощь больному.

Чаще всего при кризе применяются: Лазикс, Верапамил, Нитроглицерин, Лабеталол, Фуросемид, Клофелин. Основной целью лечения или купирования криза является медленное и стабильное понижение АД, нормализация почечного кровообращения и кровообращения в головном мозге.

Третий этап сестринского процесса

Для подтверждения диагноза АГ лечащий врач назначает диагностические исследования. К ним относят сдачу мочи и крови, рентген легких, УЗИ сердца и почек, ЭКГ, осмотр у окулиста. Медицинская сестра обязана разъяснить пациенту правила сдачи всех анализов, и подготовить больного к процедурам. Правила подготовки:

  • Накануне не разрешается менять привычный для больного рацион,
  • Запрещается давать пациенту мочегонные препараты и новые лекарства,
  • Запрещается давать пациенту крепкие напитки (чай, кофе), алкоголь, острую или жирную пищу.
  • В процессе лечения медсестры контролируют своевременность приема пищи и лекарств, проводят необходимые медицинские и гигиенические процедуры.

При лечебной терапии сестринский процесс заключается в создании благоприятных условий и в разработке задач на день, неделю, курс лечения. При гипертонии этот процесс включает в себя следующие данные:

  • Дату обращения пациента,
  • Проблему,
  • Ожидаемый результат,
  • Перечень медицинских процедур,
  • Реакцию пациента на оказываемую помощь,
  • Дату реализации цели.

Медицинская сестра обязана в срок выполнить задания, и корректировать их при изменении состояния больного.

При определении постельного режима для гипертоника рядом с больным должны постоянно находиться либо родственники, либо медсестры. Они помогают ему в обеспечении физиологических потребностей в лежачем положении. Если прописан палатный или полупостельный режим, то больному разрешено посещать туалет, умываться и есть сидя.

Чаще всего гипертоникам назначают диету №10, которая основана на:

  • Небольшой калорийности пищи,
  • Употреблении только растительных жиров,
  • Регулировании выпиваемой в день воды (до 1,5 л),
  • Регулировании дневной порции соли (до 2 г),
  • Приеме продуктов, содержащих магний и калий в больших количествах,
  • Употреблении морской рыбы и морепродуктов.

Четвертый этап сестринского процесса

Этот этап включает в себя медикаментозное лечение. Лекарства назначает лечащий врач исходя из:

  • Наличия первичной или вторичной гипертонии,
  • Стадии болезни,
  • Симптоматики.

Сестринские обязанности заключаются в объяснении особенностей препаратов и побочных явлений. Гипертонику рекомендуется контролировать уровень АД и вести дневник измерения давления. При выписке из стационара для определения рекомендаций по корректировке образа жизни учитываются результаты всего сестринского процесса.

Врач анализирует следующие моменты:

  • Наличие прогресса в состоянии больного после проведенного курса лечения,
  • Совпадение фактического результата с ожидаемым,
  • Эффективность сестринского участия.

Пациенту составляют памятку со следующими данными:

  • Время следующего визита,
  • Необходимые исследования и анализы, которые нужно пройти до приема,
  • Перечень действий при возникновении осложнений.

Во время каждого посещения оценивается динамика показателей АД, течение болезни, проявление сопутствующих заболеваний. На основе полученных данных делаются выводы о продолжении лечения.

Пациенту могут назначить водолечение или физиотерапию, физкультуру или санаторное лечение. Все эти дополнительные меры приводят к укреплению мышечной ткани, улучшению обмена веществ и деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной системы.

Они же улучшают настроение и положительно влияют на состояние нервной системы.

Описание сестринского процесса при гипертонии Ссылка на основную публикацию

Источник: https://VenLife.ru/arterii-i-veny/gipertoniya/sestrinskij-process-uhod-pri-gipertonicheskoj-bolezni-rol-medsestry.html

Сестринские вмешательства: цели, планирование, мотивации

Роль пациента при планировании сестринской помощи

Сестринские вмешательства, которые отражены в плане ухода за больным, представляют собой перечень тех действий, которые будет предпринимать медицинская сестра для того, чтобы решить проблемы определенного пациента. В том случае, если проблема является потенциальной, то такое вмешательство может быть направлено на то, чтобы предупредить ее переход в реальную.

План по уходу за пациентом может содержать не одно, а несколько мероприятий, которые могут быть направлены на решение единственной проблемы. Такой принцип позволяет как сестре, так и самому пациенту осознавать, что предпринято несколько действий, которые помогут добиться желаемого результата.

Основные принципы

Сестринские вмешательства основываются на определенных принципах:

  • Соответствие науке.
  • Конкретность и ясность. Это нужно для того, чтобы любая сестра могла выполнять те или иные действия.
  • Реальность исполнения в рамках определенного периода времени, а также в рамках квалификации сестры.
  • Направленность на устранение конкретной проблемы, а также на достижение той цели, которая была поставлена.

Способы, которыми производятся сестринские вмешательства, собственно, как и весь этап планирования, зависят от модели, которая была избрана.

Целью сестринского процесса является желание сделать все, что необходимо для исполнения обозначенного плана по уходу за пациентом в соответствии с общей задачей.

Ставить цели вмешательства необходимо по двум основным причинам:

  1. Должно быть определено направление, по которому будут производиться действия медицинской сестры.
  2. Данные цели в последующем используются для того, чтобы определить эффективность вмешательств.

Главной задачей сестринского вмешательства является привлечение к этому процессу пациента. Ведь именно так происходит мотивация больного на успех, что ведет к его скорейшему выздоровлению. Сестра убеждает его, что можно достичь целей при совместной работе, и они вместе определяют путь, по которому они будут идти.

В план вмешательств следует записывать отдельные цели в зависимости от диагноза или доминантной потребности. Именно они в последующем будут рассмотрены как результат сестринского ухода.

В зависимости от сроков исполнения, различают краткосрочные цели и долгосрочные. К первым можно отнести такие, которых можно достичь за одну-две недели, а ко вторым – те, которые могут быть достигнуты после того, как пациента выпишут из стационара.

Все цели сестринского ухода обязательно включают в себя три компонента:

  • исполнение, представляющее собой определенное действие;
  • критерий, который отражает время достижения;
  • условие, которое показывает, при помощи кого или чего можно достичь цели.

К примеру, пациент сможет сидеть на кровати при помощи подушек на пятый день.

Требования к целям

Имеется также несколько требований, которые предъявляются при постановке целей вмешательства сестры:

  1. Они должны быть реальными и достижимыми.
  2. Для каждой цели должен быть установлен свой конкретный срок, в течение которого она будет достигнута.
  3. Следует привлекать пациента к постановке каждой цели. Как уже было сказано, при сестринском вмешательстве мотивация больного на успех крайне важна.

Системы помощи пациенту

Различают всего три системы, в рамках которых осуществляется помощь пациентам:

1. Полностью компенсирующую. В такой помощи чаще всего нуждаются несколько типов больных, в частности:

  • те, которые самостоятельно не могут выполнять какого-либо характера действия по причине нахождения в бессознательном состоянии;
  • те, которые находятся в сознании, но они не могут совершать движений по причине болезни или по настоянию лечащего врача.
  • те, которые не могут принимать самостоятельных решений по причине своей болезни.

2. Частично компенсирующую. В данном случае задачи сестры должны быть распределены в зависимости от степени ограниченности движения пациента, а также от того, насколько пациент готов воспринимать и выполнять те или иные действия.

3. Поддерживающую или консультативную. Имеет место в том случае, если пациент способен самостоятельно за собой ухаживать, а также обучаться действиям, которые необходимо выполнять при помощи сестры (как пример – обслуживание амбулаторного типа).

План сестринских вмешательств

После того, как были сформулированы основные цели сестринского ухода по главному диагнозу пациента, должен быть спланирован объем необходимых вмешательств.

Планом в данном случае можно назвать полный перечень необходимых действий сестры, которые она должна совершить для того, чтобы достичь целей. Перечень должен составляться письменно.

На этом основано планирование сестринских вмешательств.

Основная классификация

Выделяют три основных типа вмешательства: зависимые, взаимозависимые, а также независимые действия.

Зависимым сестринским вмешательством является такое действие, которое медсестра выполняет в соответствии с назначениями врача, а также под его чутким наблюдением. Отступать от его рекомендаций она не имеет право.

Независимым сестринским вмешательством можно назвать те действия сестры, которые она может исполнять самостоятельно, в рамках своей компетенции. К таким вмешательствам можно отнести наблюдение за тем, как пациент адаптируется к болезни, или оказание помощи в осуществлении действий по личной гигиене пациента.

Взаимозависимым сестринским вмешательством можно назвать те действия, которые взаимосвязаны с работой иных медицинских работников и направлены на оказание помощи пациенту. К таким действиям можно отнести манипуляции, осуществляемые при подготовке пациента к лабораторному исследованию или участие в консультации врача, например диетолога.

Методы сестринского вмешательства

Помощь сестры должна быть спланирована с учетом нарушений в потребностях пациента, а целью служит – их удовлетворение. К методам можно отнести:

  • Оказание пациенту помощи доврачебного характера.
  • Помощь в выполнении назначений, сделанных врачом.
  • Психологическая поддержка и помощь.
  • Помощь в выполнении манипуляций технического характера.
  • Помощь в создании условий, которые будут комфортны для пациента и будут способствовать удовлетворению его основных потребностей.
  • Обучение и консультирование пациента, а также членов его семьи, если это требуется.

Действия при боли

Сестринские вмешательства при боли направлены на ликвидацию причин ее появления, а также на облегчение страданий пациента. Иногда дискомфорт неустраним. Так бывает при хронических недугах.

В таких случаях вмешательством будет лекарственная терапия и работа с пациентом по преодолению болезненных ощущений. При этом применяют тепло или холод, растирают или поглаживают патологический участок.

Как определить, какая боль беспокоит человека?

Показатели, которые указывают на то, какая боль у пациента, еще не разработаны. Но имеются специальные приборы, позволяющие оценить ощущения дискомфорта по силе и характеру. О том, какая интенсивность боли у пациента присутствует, можно узнать, если внимательно понаблюдать за различными косвенными явлениями:

  • повышенное ли давление;
  • расширены ли зрачки;
  • учащено дыхание;
  • покраснело или побледнело лицо;
  • подергиваются ли мышцы;
  • прикусываются ли губы.

Примеры сестринских вмешательств

1. Все назначения должны выполняться, обо всех изменениях в состоянии пациента следует доложить врачу. Это пример зависимого вмешательства. 2.

Наблюдение за пациентом, оказание доврачебной помощи, осуществление личной гигиены пациента, профилактика внутрибольничной инфекции, организация досуга, советы и обучение пациента. Это независимое вмешательство.

3.

Сотрудничество с работниками по уходу, оказанию помощи, поддержки. Консультирование пациента по интересующим его вопросам. Это пример взаимозависимого вмешательства.

https://www.youtube.com/watch?v=ywDV5E3Gv-A\u0026list=PLPqVmtqAeyT9DzeTnAiA0aHUsZFCkshjg

Мы рассмотрели такое понятие, как сестринское вмешательство, его виды и методы.

Источник: https://FB.ru/article/327593/sestrinskie-vmeshatelstva-tseli-planirovanie-motivatsii

Читать онлайн Шпаргалка по основам сестринского дела страница 5. Большая и бесплатная библиотека

Роль пациента при планировании сестринской помощи

В настоящее время сестринский процесс является сердцевиной сестринского образования и создает теоретическую научную базу сестринской помощи в России.

Сестринский процесс – это научный метод сестринской практики, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем в целях выполнение плана ухода, приемлемого для обеих сторон.

Сестринский процесс является одним из основных и неотъемлемых понятий современных моделей сестринского дела.

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма.

Достижение цели сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:

1) создания базы информационных данных о пациенте;

2) определения потребностей пациента в сестринском уходе;

3) обозначения приоритетов в сестринском обслуживании, их первоочередности;

4) составления плана ухода, мобилизации необходимых ресурсов и реализации плана, т. е. оказания сестринской помощи прямо и косвенно;

5) оценки эффективности процесса ухода за пациентом и достижения цели ухода.

Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения индивидуализировать и систематизировать уход. Конкретно он подразумевает использование научных методов определения медико-санитарных потребностей пациента, семьи или общества, и на этой основе отбор тех из них, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены посредством сестринского ухода.

Сестринский процесс – динамичный, цикличный процесс. Информация, полученная при оценке результатов ухода, должна лечь в основу необходимых изменений, последующих вмешательств, действий медицинской сестры.

14. Этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа

I этап – сестринское обследование или оценка ситуации для определения потребностей пациента и необходимых для сестринского ухода ресурсов.

II этап – сестринское диагностирование, определение проблем пациента или сестринских диагнозов. Сестринский диагноз – это состояние здоровья пациента (нынешнее и потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медсестры.

III этап – планирование необходимой помощи пациенту.

Под планированием надо понимать процесс формирования целей (т. е. желаемых результатов ухода) и сестринских вмешательств, необходимых для достижения этих целей.

IV этап – реализация (осуществление плана сестринского вмешательства (ухода)).

V этап – оценка результатов (итоговая оценка сестринского ухода). Оценка эффективности предоставленного ухода и его коррекция в случае необходимости.

Документация сестринского процесса осуществляется в сестринской карте наблюдения за состоянием здоровья пациента, составной частью которой является план сестринского ухода.

15. Принципы ведения документации

1) четкость в выборе слов и в самих записях;

2) краткое и недвусмысленное изложение информации;

3) охват всей основной информации;

4) использование только общепринятых сокращений.

https://www.youtube.com/watch?v=pO-uVt_ZRH0\u0026list=PLPqVmtqAeyT9DzeTnAiA0aHUsZFCkshjg

Каждой записи должны предшествовать дата и время, а в конце записи стоять подпись сестры, составляющей отчет.

Рекомендации по ведению документации

1. Описывайте проблемы пациента его собственными словами. Это поможет вам обсуждать с ним вопросы ухода, а ему лучше понять план ухода.

2. Называйте целями то, чего хотите добиться вместе с пациентом. Умейте сформулировать цели, например: у пациента будут отсутствовать (или уменьшатся) неприятные симптомы (укажите, какие), далее укажите срок, за который, по вашему мнению, произойдет изменение в состоянии здоровья.

3. Составляйте индивидуальные планы ухода за пациентом, опираясь на стандартные планы ухода. Это сократит время написания плана и определит научный подход к сестринскому планированию.

4. Храните план ухода в удобном для вас, пациента и всех, кто участвует в сестринском процессе месте, и тогда любой член бригады (смены) сможет им воспользоваться.

5. Отмечайте срок (дату, срок, минуты) реализации плана, укажите, что помощь была оказана в соответствии с планом (не дублируйте записи, экономьте время). Поставьте подпись в конкретном разделе плана и внесите туда дополнительную информацию, которая не была запланирована, но потребовалась. Проведите коррекцию плана.

6. Привлекайте пациента к ведению записей, связанных с самопомощью или, например, с учетом водного баланса суточного диуреза.

7. Обучите всех участвующих в уходе (родственников, вспомогательный персонал) выполнять определенные элементы ухода и регистрировать их.

Период внедрения сестринского процесса достаточно долгий, поэтому могут возникнуть следующие проблемы, связанные с документацией:

1) невозможность отказа от старых методов ведения документации;

2) дублирование документации;

3) план ухода не должен отвлекать от главного – “оказания помощи”. Чтобы этого не было, важно рассматривать документацию как естественное развитие непрерывности помощи;

4) документация отражает идеологию своих разработчиков и зависит от модели сестринского дела, поэтому может изменяться.

16. Методы сестринских вмешательств

Сестринская помощь планируется на основе нарушения удовлетворения потребностей пациента, а не на основе медицинского диагноза, т. е. заболевания.

Методы сестринских вмешательств могут являться и способами удовлетворения потребностей.

Предлагается использовать следующие методы:

1) оказание доврачебной помощи;

2) выполнение врачебных назначений;

3) создание комфортных условий для пациента с целью удовлетворения его основных потребностей;

4) оказание психологической поддержки и помощи пациенту и его семье;

5) выполнение технических манипуляций, процедур;

6) осуществление мероприятий по профилактике осложнений и укреплению здоровья;

7) организация обучения проведения бесед и консультирования пациента и членов его семьи. Планирование необходимого ухода осуществляется на основании классификатора сестринских действий согласно МКСП (международному классификатору сестринской практики).

Различают три типа сестринских вмешательств:

1) зависимые;

2) независимые;

3) взаимозависимые действия.

Рекомендации медицинской сестре по ведению сестринского процесса:

1) получите четкое представление о пациенте до начала планирования ухода;

2) попытайтесь определить, что нормально для пациента, как он видит свое нормальное состояние здоровья и какую помощь может себе оказать сам;

3) определите неудовлетворенные потребности пациента в уходе;

4) установите эффективное общение с пациентом и привлеките его к сотрудничеству;

5) обсудите с пациентом потребности в уходе и ожидаемые результаты в уходе;

6) определите степень независимости пациента в уходе (независим, частично зависим, полностью зависим, с помощью кого);

7) проявите заботу и внимание к пациенту;

8) выявите проблемы пациента или поставьте сестринские диагнозы. Помните, что сестринский диагноз – это состояние здоровья пациента (нынешнее и потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры;

9) планируйте сестринскую помощь на основе нарушения удовлетворения потребностей пациента, а не на основе медицинского диагноза, т. е. заболевания;

10) заполните документацию с целью ее использования в качестве основы для сравнения в дальнейшем;

11) не допускайте возникновения новых проблем у пациента.

17. Основные потребности человека

Основные потребности человека по А. Маслоу.

Потребность – это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека, который он испытывает на протяжении всей своей жизни. Американский психофизиолог А. Маслоу, русского происхождения, в 1956 г. выделил 14 основных потребностей человека: 1) дышать;

2) есть;

3) пить;

4) выделять;

5) спать, отдыхать;

6) быть чистым;

7) одеваться, раздеваться;

8) поддерживать температуру тела;

9) быть здоровым;

10) избегать опасности;

11) двигаться;

12) общаться;

13) иметь жизненные ценности, материальные и духовные;

14) играть, учиться, работать.

Сестринская теория потребностей человека

Эта теория пользуется популярностью во всем мире и лежит в основе сестринской диагностики. Она имеет характеристики каждой потребности и методики оценки уровня их удовлетворения. Потребности рассматриваются в четырех аспектах:

1) человек;

2) общество (окружающая среда);

3) сестринское дело;

4) здоровье.

https://www.youtube.com/watch?v=NvXBCZeYnao\u0026list=PLoDx-FO2iymc1ZO1ick-YlwgC6KnAXmJc

Потребности разделены на три класса:

1) потребности выживания;

2) потребности близости;

3) потребности свободы.

Потребностно-информационная теория

Источник: https://dom-knig.com/read_224488-5

Пятый этап сестринского процесса

Роль пациента при планировании сестринской помощи

Заключительный пятый этап сестринского процесса – оценка эффективности ухода и коррекция его при необходимости. Цели этапа: – оценить реакции пациента на сестринский уход; – оценить полученные результаты и подвести итоги; – оформить выписной эпикриз; – проанализировать качество оказанной помощи.

Оценку ухода проводят не только в день выписки пациента из стационара, а постоянно, при каждой встрече: на обходе с врачом, на процедурах, в коридоре, столовой и т.п. Состояние пациента меняется ежедневно и даже несколько раз в день, что не всегда вызвано характером заболевания и лечением.

Это может быть обусловлено взаимоотношениями с соседями по палате, медицинским персоналом, отношением к процедурам, известиями из дома или от родственников. Наблюдение за пациентом – тоже действие сестринского персонала.

Необходимо замечать малейшие изменения в состоянии или поведении больных, рассматривая поведение как один из основных критериев оценки. При каждом контакте с пациентом сестринский процесс происходит заново.

Например, пациент после операции утром не смог самостоятельно изменить положение тела, а через 3 ч медсестра заметила, что он переворачивается без посторонней помощи. Это одновременно и новая информация о пациенте, и критерий оценки. Изменения поведения и состояния пациента, отражающие положительную динамику – очередная победа медицинского персонала.

К сожалению, иногда лечение и уход малоэффективны. Например, у пациента после выполнения запланированных мероприятий по снижению температуры, после проведения капельного вливания вновь возникают жалобы на озноб.

Не всегда и не все проблемы, оценочные характеристики регистрируют, чаще (если они не оказывают влияние на течение заболевания или прогноз) их просто констатирует сестринский персонал и устно передаёт по смене.

И наоборот, оценку и регистрацию оценочных показателей состояния пациента отделения интенсивной терапии проводят в наших клиниках каждые полчаса или час. Если пациент требует повышенного внимания со стороны персонала, критерии оценки его состояния заносят в тетрадь сдачи дежурств, обсуждают в начале рабочего дня на «пятиминутках» и вечером при сдаче смены.

Для качественного проведения заключительного этапа сестринского процесса необходимо: знать, какой аспект вы хотите оценить; иметь источники важной для оценки информации; уточнить критерии оценки – предполагаемые результаты, которые сестринский персонал желает достичь совместно с пациентом.

Рис. Пятый этап сестринского процесса

Аспекты оценки

Этап оценки – это мыслительная деятельность. Сестринскому персоналу предстоит на основе использования определенных критериев оценки сравнить имеющиеся результаты ухода с желаемыми: оценить реакцию пациента и на этой основе сделать вывод о полученных результатах и качестве оказания помощи.

Для объективной оценки степени успешности ухода необходимо: – уточнить поставленную цель и ожидаемый результат в поведении или реакции пациента на заболевание или свое состояние; – оценить наличие у пациента желаемой реакции или поведения; – сравнить критерии оценки с имеющейся реакцией или поведением;

– определить степень согласованности между целями и реакцией пациента.

Критерии оценки

Оценочными критериями могут быть слова или поведение пациента, данные объективного исследования, информация, полученная от соседей по палате или родственников.

Например, при отёках оценочными критериями могут выступать показатели веса и водного баланса, при выявлении уровня боли – пульс, положение в постели, поведение, вербальная и невербальная информация и цифровые шкалы оценки боли (если их используют) (табл. 15-1).

Если поставленные цели выполнены, проблема пациента решена, сестринский персонал должен сделать соответствующую запись в истории болезни, поставить дату решения проблемы и свою подпись.

Иногда решающую роль на этапе оценки играет мнение пациента о проведённых действиях.

Источники оценки

Источником оценки выступает не только пациент. Сестринский персонал учитывает мнение родственников, соседей по палате, всех членов бригады, участвующих в лечении и уходе за пациентом.

Оценку эффективности всего ухода проводят при выписке пациента, переводе его в другое ЛПУ либо в патологоанатомическое отделение в случае летального исхода.

При необходимости план сестринских мероприятий пересматривают или прерывают.

Когда цель частично или полностью не достигнута, следует проанализировать причины неудачи, среди которых могут быть:

– отсутствие психологического контакта между персоналом и пациентом; – языковые проблемы в общении с пациентом и родственниками; – неполная или неточная информация, собранная на момент поступления пациента в стационар или позже; – ошибочная трактовка проблем; – нереальные цели; – неверные пути достижения целей, отсутствие достаточного опыта и профессионализма в выполнении конкретных действий по уходу; – недостаточное или чрезмерное участие самого пациента и родственников в процессе ухода;

– нежелание при необходимости просить о помощи коллег.

Действия сестринского персонала при отсутствии эффекта ухода

В случае отсутствия эффекта сестринский процесс начинают заново всё в той же последовательности.

Оценка позволяет персоналу не только выяснить реакцию пациента на предоставленный уход, а также выявить сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности.

Оформление выписного эпикриза

При окончании времени пребывания пациента в стационаре, краткосрочные цели ухода часто уже достигнуты. При подготовке к выписке оформляют выписной эпикриз, пациента передают под наблюдение участковой медсестре, которая продолжит уход по решению долгосрочных целей, связанных с реабилитацией и профилактикой рецидивов.

Эпикриз предусматривает отражение всего ухода, полученного пациентом в ЛПУ. В нём фиксируют: – проблемы, присутствующие у пациента на день поступления; – проблемы, появившиеся во время пребывания в отделении; – реакции пациента на предоставленный уход; – проблемы, оставшиеся при выписке; – мнение пациента о качестве оказанной помощи.

Сестринский персонал, который продолжит уход за пациентом после выписки, вправе для скорейшей адаптации пациента к домашним условиям пересмотреть запланированные мероприятия.

Образец заполнения эпикриза представлен в СИБ в конце главы. Правила оформления выписного эпикриза в карте сестринского наблюдения за пациенткой Кориковой Е.В.

приведены в СИБ в конце раздела.

Таблица.  Примеры проблем и критериев оценки достижения цели

Таблица. Сравнение цели и реакции пациента на предоставленный уход

Таблица. Пример действий медсестры, если цель ухода не достигнута

Есть ли будущее у сестринского процесса?

Проблемы, которые решает медицинский работник, оказывая помощь пациентам, сами по себе чреваты напряженностью, мучениями и переживаниями.

Если добавить к этому ошибки, промахи, человеческие слабости, испытания, которым подвергает повседневная жизнь, то станет понятна перегруженность медицинских работников, их напряжённый ритм жизни, иногда не выдерживание нагрузки.

Избежать этого позволяет хорошая организация работы, возможная во многом благодаря введению современной технологии сестринского дела – сестринскому процессу. Многие думают, что сестринский процесс – это формализм, «лишние бумаги», на заполнение которых нет времени.

Но дело в том, что за этим стоит пациент, которому в правовом государстве должна быть гарантирована эффективная, качественная и безопасная медицинская помощь, в том числе и сестринская. Медицинская сестра – равноправный член медицинской бригады, необходимый и великому хирургу, и гениальному терапевту.

В ряде ЛПУ, пытающихся совершенствовать технологии сестринского дела, отмечены и понимание, и поддержка со стороны врачей, а без этого нововведения невозможны. В учреждениях практического здравоохранения стали вести «Карты сестринского наблюдения за пациентом». Эти примеры показывают, что заводят её не на каждого, чаще гериатрического, обречённого, тяжёлого пациента.

На практике она компактна, рассчитана на профессионала и не так объёмна по сравнению с тем примером, который вы видели в данном пособии. Форма ведения такого документа произвольная: карта и не может быть стандартной. Ценность её заключена в отражении работы данного коллектива медицинских сестер, учитывая его особенности и специфику пациентов.

Фиксирование каждого действия сестры по уходу за конкретным пациентом в карте сестринского наблюдения даёт возможность определить объём и качество оказанной помощи, сравнить проведённый уход со стандартами, обвинить или оправдать сестру при необходимости.

Отсутствие такого документа, показывающего участие сестринского персонала в процессе ведения конкретного пациента, в практическом здравоохранении сводит на нет его ответственность за свои действия.

Представители ЛПУ, в которых введена экспериментальная «Карта сестринского наблюдения за пациентом», говорят, что это шанс улучшить качество сестринской помощи, оценить участие и показать «своё лицо»в лечебном процессе, решить ряд проблем (прежде всего в пользу сестры и пациента). Здоровье – большой труд. Болезнь – всегда большое и трудное «приключение». Следить за её развитием, основательно изучать проблемы больного, с радостью решать сложные задачи в ходе лечения – важнейшие цели труда медицинской сестры. Внедрения в практику работы медицинских учреждений новых сестринских технологий, предусматривающих творческий подход, способно обеспечить дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки, оказать действенное влияние на качество медицинской помощи, поднять значимость и престиж профессии в системе здравоохранения.


Выводы

– Пятый, заключительный этап сестринского процесса, – оценка эффективности ухода и коррекция его при необходимости. – Источником оценки выступает не только пациент, сестринский персонал учитывает мнение родственников, соседей по палате, всех членов бригады, участвующих в лечении больного и уходе за ним. – В качестве оценочных критериев могут быть использованы слова или поведение пациента, данные объективного исследования, информация, полученная от соседей по палате или родственников. Поведение пациента – один из основных критериев оценки ухода. – Оценка позволяет сестринскому персоналу не только оценить реакцию пациента на предоставленный уход, а также выявить сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности. – Оценку эффективности всего ухода проводит сестринский персонал при выписке пациента, переводе его в другое ЛПУ, либо патологоанатомическое отделение при летальном исходе. Информация, полученная на момент окончательной оценки, должна быть проанализирована и зафиксирована в выписном эпикризе сестринской истории болезни. Здесь отмечают не только объём предоставленной сестринской помощи и реакцию пациента на уход, но и проблемы, требующие решения после выписки пациента из ЛПУ. – Сестринский персонал, продолжающий уход после выписки, вправе пересмотреть запланированные мероприятия для скорейшей адаптации пациента к домашним условиям.

– Ведение «Карты сестринского наблюдения за пациентом» в практическом здравоохранении – шанс улучшить качество сестринской помощи и оценить роль сестринского персонала в лечении пациентов.

https://www.youtube.com/watch?v=LBQLZctgzyQ\u0026list=PLoDx-FO2iymc1ZO1ick-YlwgC6KnAXmJc

Основы сестринского дела : учебник. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. Островская И.В., Широкова Н.В

Источник: http://sestrinskoe-delo.ru/etapi-sestrinskogo-protsessa/pyatiy-etap-sestrinskogo-protsessa

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.